Примерное время чтения: 4 минуты
278

Трагедия России по имени "Курск"

Как радовались матери недавних призывников, что их дети попали служить на Север - подальше от чеченского ада! Но этих ребят ожидал другой ад, может быть, еще более страшный - в 100-метровой ледяной глубине Баренцева моря...

ТРАГИЧЕСКАЯ катастрофа атомной подлодки "Курск" во всем объеме продемонстрировала абсолютную неподготовленность к подобным ситуациям наших спасательных служб. Беспомощное барахтанье вокруг подлодки, в которой медленно и мучительно умирали те, кто уцелел непосредственно после аварии, наводит на мысль, что все заявления военно-морских чинов на тему "у нас самое передовое в мире оборудование и специалисты" - откровенная ложь в лучших советских традициях. Ведь именно этим они объясняли свой отказ от помощи зарубежных спасателей в течение тех нескольких дней, когда надежда спасти часть экипажа "Курска" еще выглядела реальной. "Самое лучшее оборудование" оказалось попросту блефом. А шторм, на который списывались все неудачи российских спасателей, - жалкой отговоркой. По сведениям Гидрометцентра России, погодные условия в районе катастрофы позволяли начать спасательную операцию сразу же после того, как подлодка потерпела аварию. Ветер был всего 3-5 м/с, волны - около полутора метров. И такие условия сохранялись вплоть до 14 августа. То есть в распоряжении спасателей было около двух суток вполне приемлемой погоды. Пресловутый шторм начался позже, причем и в течение всего 14 августа ухудшившиеся погодные условия все же не были такими уж критическими. По-настоящему невозможными для спасательных работ оказались фактически только одни сутки, а к вечеру 15-го ветер стих, и операцию можно было возобновить уже ночью...

Теперь о способах, которые могут использоваться в подобных ситуациях, когда невозможна пристыковка к спасаемой подлодке глубоководных аппаратов. Наиболее реальным представляется подъем ее 400-тонными понтонами, которые могли бы помочь "Курску" восстановить хотя бы часть плавучести. Причем если понтоны прикрепить к кормовой части подлодки, то она встанет почти вертикально - ведь носовые отсеки затоплены. Длина "Курска" - 154 метра, а глубина моря в месте аварии - около 100. Таким образом, аварийный спасательный люк в кормовом 9-м отсеке оказался бы на минимальной глубине, что значительно облегчило бы спасательные работы. Ведь шанс на выживание оставался именно у тех членов экипажа, кто в момент аварии находился в кормовой части подлодки.

Это теоретические выкладки. Реальность же, как обычно, намного плачевней. Понтонами такого размера на Северном флоте пользуются нечасто. То есть справедливо будет предположить, что состояние их весьма далеко от идеального. Кроме того, учений по заводке понтонов к подводным объектам не проводилось очень давно. Почему? Ответ банален - не было средств. Последний раз состояние аварийно-спасательной службы Северного флота можно было назвать удовлетворительным добрый десяток лет тому назад. В середине 90-х годов ее сократили, а технику списали. Высококлассные специалисты-глубоководники переводились в другие ведомства, разъезжались из региона, да и попросту теряли квалификацию. А для операции по спасению "Курска" необходимо, по оценкам специалистов, минимум 15 водолазов самого высокого класса. Их нет, как нет и специального оборудования для глубоководных спусков...

Показательный пример: 3 года назад под судно, затонувшее у самого причала, понтоны заводили больше месяца! Что тогда говорить о 100-метровой глубине, на которой покоится "Курск"?!

О причинах катастрофы атомной субмарины выдвигается множество версий. Нам представляется весьма любопытной одна из них: трагедия, можно сказать, планировалась заранее. Еще в мае Главный штаб ВМФ России решил провести учения по спасению экипажа "затонувшей" подлодки. По сценарию этого учения лодка должна была лечь на грунт, а спасательное судно - обеспечить выход на поверхность ее экипажа. Военная игра внезапно обернулась страшной реальностью, к которой оказались не готовы ни моряки, ни техника, ни высшее руководство флота и страны. Учебная проверка аварийно-спасательной службы, возможно, прошла бы "на пять", во всяком случае хотя бы на бумаге - в виде отчетов командованию. Однако реальная трагедия, как беспощадный прожектор, высветила позорное состояние этой службы, и особенно - абсолютную безответственность руководителей высокого ранга.

Более ста человек заплатили за эту "проверку" своими жизнями.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно