Примерное время чтения: 7 минут
352

«Главарь сионистского гнезда»

ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ избежал участи большинства детских писателей, прославившихся благодаря какому-то одному "фирменному" персонажу. У Успенского их много: от героев "Чебурашки" до жителей деревни Простоквашино, и каждый всенародно знаменит. Крокодил Гена, Дядя Федор, кот Матроскин, почтальон Печкин стали членами миллионов семей. Даже галчонок Хватайка с его "ктотамом" воспринимается как вполне национальный герой.

"Среди детских писателей есть и вредные"

- ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ, с читателями ваших книг все более-менее ясно. А как складываются ваши отношения с детскими писателями?

- Я вообще не люблю писателей. Писатели - нервные и нечестные люди, они все были изуродованы советской властью. Творческие люди очень поддаются давлению со стороны. Слишком тонкая психика. А уж советские писатели! Их покупали, они продавались. При мне однажды 23 члена правления писательского кооператива распределяли освободившуюся квартиру Литфонда - единогласно присудили ее очереднику. Но некто из иностранной комиссии Союза писателей обзвонил всех этих писателей и сказал: "Помогите получить квартиру дочери, а я вам помогу с выездами за рубеж". И они тут же переголосовали. Все 23 человека.

Но были и писатели, которых я очень уважаю. Борис Заходер, например. Он помог многим - мне, Грише Остеру, Андрею Усачеву. Он был суровый и едкий человек, но никогда не был предателем. Я 10 лет был его любимым учеником, а потом мы стали ругаться. Еще - Валентин Берестов. Остальные не выдерживали давления. Кто в партию вступал, кто начинал вилять хвостом перед Михалковым...

Детские писатели меня не жалуют. Потому что ни один детский писатель в жизни не признается в том, что он не первый. Они все лучшие. Успенскому, мол, повезло - он работает на массовое искусство. А мы такие талантливые, гении, но массы нас не понимают... Сейчас восходящая звезда - Андрей Усачев. Гриша Остер очень талантлив. К сожалению, часто он свой дар ставит не на те педагогические рельсы, увлекаясь тиражами и гонорарами.

- Говорят, Михалков-старший и Алексин - ваши личные враги?

- И не только мои. Это нехорошие люди. Кагэбэшники. Причем Михалков хоть талантливый, а Алексин просто бездарный. Они выжигали вокруг себя все. За 20 лет никто, кроме них, не пробился. Как только появлялся способный детский писатель, они его затаптывали. Кто такой Михалков? У него есть три хороших стихотворения. Плюс "Дядя Степа". Издавали, издавали... Хотя нет ни сюжета, ни характера. Дядя Степа - он какой? Жадный? Наивный? Правдоискатель? Он длинный. Это что, характер? Он - пустое место. Нынешние дети о нем и не знают ничего.

В клане Михалкова меня называли "главарем сионистского гнезда" - за то, что я помогал писателям-евреям. Тому же Грише Остеру, например. Хотя я сам русский.

- Агния Барто тоже была "нехорошим человеком"?

- Нет, но она была завистлива к чужому успеху. Она отказала мне в приеме в Союз писателей и так же, как клан Михалкова, не давала состояться. Она написала много "взрослых" стихов и говорила мне, что считает себя поэтессой на все времена. Сейчас от нее осталось только несколько стихотворений для малышей.

- Есть ли среди наших детских писателей вредные?

- Есть - Крапивин, Алексин... Все психические болезни, свойственные писателю, передаются его книгам. У Алексина была мания преследования. Он боялся, что его продадут, сдадут, страшился окружающего мира, и в его книгах всегда кто-то неожиданно умирает, сходит с ума. Хороший человек становится предателем: "Я тебя предал, но так было нужно для нашей экспедиции..." Читая его книжки, ребенок тоже заболевает этим. Или Крапивин пишет: "Мальчик со шпагой смело шел против бандитов, он сражался, но его избили..." Ребенок понимает, что не может победить зло, - убьют или изуродуют. Он чувствует себя трусом. У него развивается комплекс неполноценности. А у кого-то из детских писателей в подкорке неуважение к женщине. У другого - неуважение к Родине. Вот Кир Булычев очень полезен.

Друг финских детей

- ВЫ ЧАСТО бываете в Финляндии. Почему?

- Там полюбили мои книги. Мой друг писатель Ханну Мяккеля, автор "Дедушки Ау", знает русский язык и обожает Чехова. Он мечтал со мной встретиться, а ему говорили, что я заболел или уехал, подсовывали Алексина или Барто, когда он приезжал в Москву. В 1979-м он в своей турпутевке записал, что хочет увидеть Москву и Успенского. Нехотя его повели ко мне. С тех пор мы ездим друг к другу в гости.

- Правда ли, что в Финляндии вы считаетесь детским писателем номер один, опережая Астрид Линдгрен?

- Боюсь, что так. Финны считают меня лучшим детским писателем мира. "Дядя Федор" вышел там пятнадцатью тиражами. А я считаю, что лучше меня, безусловно, Туве Янссон с ее муми-троллями.

- Чем Чебурашка и герои Простоквашина приглянулись загадочной финской душе?

- Для меня это тоже загадка. Может быть, дело в том, что финны очень серьезные и суховатые. У нас дети и родители - один "мешок", семья. На даче, в доме, в подъезде - как правило, всегда вместе. А финны эмоционально разделены. Мои вещи рассчитаны и на взрослого, и на ребенка. Они как бы объединяют семью вокруг книги. Мне один знакомый сказал: "Я твою книжку "Дядя Федор" ненавижу. Я читал ее дочери 11 раз. Она заставляла..."

Враг телепузиков

- ВЫ АКТИВНО выступаете против засилья американских комиксов и мультиков. "Улица Сезам", мол, - передача для детей слаборазвитых негров. А "телепузиков" назвали "тележопиками". Эти-то вам чем не угодили? Солнышко сияет, все добрые, насилия - ноль...

- Я бы даже назвал их "телетрупиками". Там нет эмоций. Наши люди имеют потрясающую мимику. Улыбка, подмигивание, ирония, лукавство... А это - мертвецы на экране, без мимики и характеров. У меня лично они вызывают отвращение. Если их навязывать, мы изуродуем детей.

- В Сети появилась игра "Убей телепузика". Оружие игрока - цепная пила, пистолет и винтовка. Говорят, что сервер не справляется с наплывом желающих. Что вы об этом думаете? Может, у родителей уже сдают нервы?

- Возможно, на это создатели игры и рассчитывают... Странная штука. Что это - ненависть взрослых или в детях будоражат злость? Если игра для взрослых - ради бога, пусть сбрасывают свою неприязнь. А детям такого нельзя, хоть они и инвалиды ума, эти телепузики. Не должны дети развлекаться подобным образом.

- А все-таки слопает ли Микки-Маус нашу Курочку Рябу?

- Курочку Рябу, может, и слопает, но Илью Муромца, Кощея Бессмертного - вряд ли. Силенка не та.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно