СКОРО будет два года с начала антитеррористической операции на Северном Кавказе. А по сути дела - второй чеченской войны. Началась она с вторжения боевиков в горные районы Дагестана. Их главной целью был захват столицы республики - Махачкалы и выход к Каспийскому морю. Если бы не решительность В. Путина, своевременно приказавшего военным отразить агрессию и взявшего на себя всю политическую ответственность за эту операцию, террористы диктовали бы свои условия России. На Cеверном Кавказе сложилась бы совсем иная геополитическая ситуация - Россия уже навсегда была бы отрезана от Закавказья, потеряла бы остатки своего влияния. И продолжались бы захваты заложников, бандитские набеги на соседние земли, взрывы на рынках и вокзалах.
ГЕРОЙ России генерал-полковник Геннадий ТРОШЕВ - один из самых известных участников двух чеченских войн. В свободные минуты он вел дневник, делал записи изо дня в день. В августе 1999 года ему удалось подробно зафиксировать в своем блокноте эпизоды развернувшихся в горах Кавказа драматических событий.
Личные дневники окопного генерала Геннадия Трошева стали основой его книги "Моя война", которая выйдет из печати в августе этого года в издательстве "Вагриус".
Вторжение Басаева в Дагестан
4 АВГУСТА. 17 часов 30 минут. Получена шифрограмма из Москвы. В ней говорится, что президиумом "Кавказского дома по освобождению Чечни и Дагестана" (во главе с Удуговым, братьями Басаевыми и Хачилаевыми) утвержден план мятежа в Махачкале. Начать его предполагается в период с 5 по 8 августа. Согласно плану город будет разбит на зоны ответственности чеченских полевых командиров и дагестанских ваххабитов. Боевики намерены прибегнуть к захвату заложников в наиболее людных местах, после чего официальным властям Дагестана будет предъявлен ультиматум об уходе в отставку.
22 часа 45 минут. Получил от начальника разведки информацию о том, что сегодня днем в н. п. Верхний Годобери автомобиль "УАЗ-469" с шестью боевиками попал в засаду. Сотрудники патрульно-постовой службы МВД Дагестана в результате перестрелки убили 2 боевиков и захватили автомобиль.
7 августа. 12 часов 10 минут. Появились первые беженцы из Ансалты и Рахаты. Рассказывают, что пришли боевики из Чечни и с ними ваххабиты разных национальностей, вооруженные, их много... На окраине сел копают окопы и траншеи.
На требование главы администрации покинуть территорию Басаев сказал: "Мы не для того сюда пришли, чтобы уходить!"
Авиация бьет по своим?
9 АВГУСТА. 7 часов 15 минут. Ночь прошла спокойно, без обстрелов. Генерал-лейтенант Булгаков В. имел разговор с начальником Генерального штаба (НГШ):
"... много говоришь, наносишь какие-то непонятные удары авиацией, в результате гибнет милиция".
9 часов 00 минут. Доложили летчики об "ударе по своим". Сообщили, что авиация в том районе задач не выполняла. Где этот район - не знаем. Над этой территорией пролетали "бомберы", но задачу по минированию они выполнили за 10-12 км от указанной точки.
Странно, что не можем добиться от МВД Дагестана указания точного места гибели милиционеров. (Это уже о чем-то говорит. Какая-то "деза" идет.)
Первые жертвы
13 ЧАСОВ 50 минут. Позвонил Сидякин. Возмущался тем, что, если бы омоновцы вчера оседлали высоту, с которой сегодня уничтожили вертолеты (и погибли люди), беды бы не произошло. А такую задачу милиции ставили! В результате взорвались и сгорели два вертолета ("Ми-8" и "Ми-24"). Погибли подполковник Наумов (заместитель командира полка), старший лейтенант Гаязов (летчик-штурман) и сержант Ягодин. Первые наши жертвы ваххабитской агрессии.
11 августа. 9 часов 40 минут. Представитель оперативного штаба МВД сообщил, что в период ведения боевых действий на территории горного района Дагестана получил огнестрельное ранение Хаттаб, а его переводчик (чеченец) убит. Около 50 дагестанских ваххабитов отказались воевать на стороне боевиков и с оружием ушли в свои селения. Вчера в Урус-Мартан (Чечня) привезли 40 неопознанных трупов.
15 часов 45 минут. Прошла информация, что вертолет внутренних войск "Ми-8" был подбит ПТУРом.
17 часов 30 минут. Уточнение подробностей. "Ми-8" запросился на посадку в район Ботлиха, но авианаводчик запретил, так как площадка простреливается боевиками. Команду экипаж не выполнил. И только вертолет сел, как по нему был выпущен снаряд. В результате: погиб один офицер ФАПСИ, ранены 3 генерала - Якунов, Кузнецов и Ракитин, летчик и штурман сильно обгорели. (Через несколько дней оба скончаются в госпитале.)
Сегодня первый замминистра внутренних дел РФ генерал-полковник В. Колесников по телевидению сообщил, что за 10 дней ведения боевых действий с российской стороны погибло 10 и ранено 27 военнослужащих и милиционеров. А если считать с сегодняшними потерями, то погибло 11, ранено 32.
Непослушный ДОН
16 АВГУСТА. 16 часов 50 минут. На меня вышел НГШ. Ввел в обстановку по Пригородному району Северной Осетии. По имеющейся информации, ожидается нападение боевиков со стороны Ингушетии - или сегодня ночью, или завтра. НГШ приказал довести это до Сидякина (пока еще командующего 58-й). Пусть организует взаимодействие с командиром 99-й дивизии оперативного назначения ВВ (ДОН) по недопущению проникновения боевиков в Пригородный район.
20 часов 00 минут. Я вышел на генерала Овчинникова. Доложил ему приказ, который отдал мне НГШ по Пригородному району, в том числе и по применению подразделений ДОНа.
Овчинников мне ответил:
- Мы военные люди и должны выполнять приказы тех, кому по службе подчинены. Мне мой министр (МВД) никаких задач не ставил. А насчет того, что НГШ якобы говорил по этому вопросу с нашим министром, тот ответил: "Никакого разговора с Квашниным я не имел!" Я ДОН выводить в районы не буду, чтобы не спровоцировать ингушей на начало бойни.
20 часов 15 минут. Я вновь вышел на НГШ. Доложил разговор с Овчинниковым. Квашнин выругался и сказал, что очень тяжело с ними (МВД) разговаривать. А мне сказал, чтобы я предупредил генерала Сидякина: "Только попробуйте проморгать бандитов!"
Трусость
17 АВГУСТА. 16 часов 30 минут. На меня вышел Руслан (агент). Сообщил, что, потерпев неудачу в горной части Дагестана, Басаев намерен провести ряд терактов на территории России, в том числе в Астрахани и Ростове. Маршрут выдвижения - через Моздок и Ставрополье. Главная цель - захват заложников из числа военнослужащих.
22 августа. Сегодня была сорвана задача по переброске мотострелковой роты в Каспийск. Суть дела. Накануне (21 августа) была подана заявка на выделение "Ил-76". Самолет должен был прибыть за людьми на аэродром Лебяжий. Однако в 10 часов 45 минут он не только не прибыл, но даже не был заправлен! Экипаж на аэродром не прибыл!
Лично выходил на ЦКП ВВС и ПВО, однако сдвигов - никаких. То говорят, что нет распоряжения, то нет керосина, то время вылета назначено на 13.00... И только после того, как я заявил дежурному генералу, что сейчас позвоню Корнукову, - зашевелились.
В обед "Ил-76" все-таки взлетел и пошел на Каспийск. Но где-то через час мне сообщили, что самолет возвращается обратно на аэродром Лебяжий. В воздухе произошел отказ одного двигателя.
20 часов 45 минут. В Ботлих два батальона прибыли с нерабочими радиостанциями. Командующий (Казанцев) приказал вызвать к нему начальника штаба дивизии и связистов.
23 августа. 7 часов 20 минут. Заканчивается блокирование трех сел (Ансалта, Рахата, Шодрода). Очень много чеченских снайперов. Их нечем взять. Действуют умело: выстрел - и в пещеру (щель).
12 часов 45 минут. Позвонил Казанцев из Ботлиха. Сказал, что некоторые военнослужащие проявляют трусость (а кому же хочется умирать?). В целом же поставленные задачи выполняются нормально.