ПОСЛЕДНИЙ день работы Госдумы был связан с грандиозным скандалом. Руководствуясь установкой президента разобраться со всеми наиважнейшими законами до конца весенней сессии, депутаты рассматривали Земельный кодекс во втором чтении.
ПРИ ПЕРВОМ чтении все утешали себя и других тем, что это "всего-навсего рамочный проект", болванка, которую тщательно доработают потом. И острые вопросы отложили до следующего раза. Поэтому ко второму чтению "острых вопросов" накопилось так много, что обсуждение закона всю последнюю неделю было на грани срыва.
Между первым и вторым чтением регионы должны ознакомиться с законом и высказать свое мнение. Если более трети из них будут против, закон придется пересматривать. Левые фракции (основные противники нового кодекса) собрали 35 отрицательных отзывов. Дошло до того, что премьер-министр Михаил Касьянов затребовал список регионов-"отказников" себе. В конце концов оказалось, что только у 12 регионов протесты были оформлены так, как надо, и на второе чтение кодекс все-таки вышел.
Иностранцев не пущать
ТОЧНО ясно лишь одно: российскую землю будут продавать. Но пока только 2,1% земли: территории, на которых расположены города, промышленность, объекты транспорта и связи, а также личные приусадебные участки. В России уже 44 млн. собственников земли, которые вполне имеют право распоряжаться своими участками, а закона все нет. Из-за этого отсутствует цивилизованный рынок и права собственников никто не защищает. Что же касается земли "под объектами", то, утверждает правительство, как только этот вопрос будет решен, в Россию потекут инвестиции. Минэкономразвития подсчитало, что именно в земли под промышленными объектами идет 75% инвестиций в стране. Но инвесторы чувствуют себя неспокойно. Они вынуждены арендовать землю у местных властей. А те в любую минуту могут пересмотреть арендный договор, повысить плату, а теоретически и вовсе в один прекрасный день попросить освободить землю.
Ради решения этого вопроса правительство изо всех сил шло на компромисс. Поля и пашни решили не трогать: по сельскохозяйственным угодьям, лесному фонду и водному будут отдельные законы. И тем не менее депутаты вновь чуть не убили друг друга.
Самый спорный пункт - продажа земли иностранцам и лицам без гражданства. После долгих обсуждений решили все-таки ограничить их земельные права. Во-первых, составить подробный перечень территорий, продавать которые иностранцам вообще будет запрещено (например, приграничные или около военных секретных объектов). Во-вторых, иностранцы смогут приобретать только ту землю, на которой стоят принадлежащие им предприятия. Можно будет также брать землю под строительство, но пока стройка не закончена, земля будет считаться "арендованной".
Левые, правда, считают, что нас это не спасет. Если иностранные граждане станут совладельцами российского предприятия, то это предприятие сможет выкупить землю, поскольку является российским юридическим лицом. Не говоря уже о том, что "варяги" смогут воспользоваться услугами подставных фирм.
Цена вопроса
ЕЩЕ один вопрос, который не дает принять кодекс: непонятно, по какой цене продавать земли. Ведь 2,1% городских территорий - это самая дорогая земля. К примеру, рыночная цена участков под застройку в районе Зеленограда 6 млн. долл. за 1га, а пашни в Саратове - 9 долл. за 1 га. Чувствуете разницу?
Новый Земельный кодекс предлагает мерить стоимость земли в ставках земельного налога. Сколько это? В каждом регионе ставка этого налога своя. Устанавливают ее местные власти. В среднем по России получается 10 тыс. руб. с гектара в год.
Естественно, цена земли в Москве и Санкт-Петербурге отличается от цены на периферии. По новому Земельному кодексу - примерно втрое. В городах с населением свыше 3 млн. человек предлагается оценивать землю суммами от 5 до 30 ставок земельного налога. В городах с населением от 500 тыс. до 3 млн. человек - от 5 до 17 ставок. В совсем маленьких городах выкупная цена составит от 5 до 10 ставок земельного налога. Таким образом, по экспертным оценкам, российский гектар будет стоить от 60 тыс. до 26 млн. руб. Вполне рыночная цена.
Скептики, правда, утверждают, что у бюрократов остается все равно слишком много власти. Именно местные чиновники решают, сколько составляет сама ставка земельного налога и сколько таких ставок брать за землю. Закон устанавливает только рамки: например, от 5 до 30, а уж сколько точно - 5, или 17, или 25, предстоит решать местным властям. Правда, федеральные власти оставляют за собой право в крайних случаях вмешиваться и изменять цену, назначенную местными. При желании правительство может повысить ее (максимум в полтора раза) либо понизить (максимум на 30%).
Удастся ли решить наконец вечный российский вопрос, покажет будущее. Впереди нас ждет третье чтение, которое состоится не раньше осени. Так что еще есть над чем поработать.