Примерное время чтения: 5 минут
838

В хранилище смертоносных вирусов

РАЗНЫЕ слухи ходят в поселке Кольцово под Новосибирском о том, что происходит за мощной оградой "Вектора" - объекта стратегического значения. Пачками идут по инстанциям письма местных жителей: "Опять все огурцы нам своей заразой-химией потравили..." Между тем заразой, которая, как смерть Кощея, схоронена за семью замками в ГНЦ вирусологии и биотехнологий МЗ РФ "Вектор", можно при желании в считаные дни уморить полмира.

Под лезвиями бритв

ТРИ высоченных забора идут по всему периметру территории "Вектора" на расстоянии несколько метров друг от друга. Сверху - колюще-режущие гирлянды: нанизанные на проволоку лезвия. К каждому барьеру подведена сигнализация. Земля между ними вспахана, как на государственной границе. В одном из десятков многоэтажных корпусов "Вектора" находится музей штаммов особо опасных инфекций. Туда доступ закрыт и большинству сотрудников. "Даже представители Всемирной организации здравоохранения проходят туда "поштучно", и то требуется согласование на правительственном уровне", - объяснил нам директор Центра академик РАН Лев Сандахчиев.

- А если 20 боевиков с автоматами?

- Ничего не выйдет. Мы существенно жестче контролируем ситуацию, чем, например, на ядерном объекте.

- Утечку смертоносных вирусов из ваших хранилищ вы исключаете?

- Абсолютно. Во-первых, у нас имеется специальное инженерное обеспечение: воздух в корпуса подсасывается из окружающей среды, а не наоборот. Во-вторых, каждый, кто входит в корпус, раз в три года вакцинируется. Вплоть до пожарников. Каждый день перед началом работы осматриваются кожные покровы сотрудника, чтобы не было ни царапины, ни ссадины. Если у кого поднимается температура, мы его немедленно изолируем. Прямо на площадке "Вектора" находятся карантинный корпус и инфекционный стационар.

- Какая средняя зарплата в Центре? - решили мы уточнить финансовую сторону безопасности "Вектора".

- Стыдно говорить. Полторы тысячи рублей.

- А если кто-нибудь из злоумышленников попытается подкупить ваших сотрудников?

- Это наиболее опасный вариант. Но мы знаем своих сотрудников много лет. И за почти 30-летнюю историю "Вектора" не было случая выноса материалов за пределы Центра, если вы об этом.

Коллекция смерти

НО ЕСЛИ не сами вирусы - то "военную тайну" вынести все же можно. Около 50 бывших сотрудников "Вектора" сейчас работают в разных научных центрах за границей. Нынешнее руководство уверяет, что знает лично каждого вместе с его интеллектуальным багажом, который тот вывез "на экспорт", и все они работают в Европе и Австралии - в цивилизованных странах. Дай бог!

По решению ВОЗ в мире оставлены две коллекции вирусов оспы: в Атланте, США, - 450 образцов и у нас, в "Векторе", - 120 штаммов. Эти коллекции не дублируют друг друга: образцы вирусов взяты из разных стран, разных возрастных групп болевших, разных по времени вспышек. Однако и американские, и британские официальные лица заявляют, что по крайней мере 10 стран в мире до сих пор проводят секретные исследования с вирусом оспы. Называют в первую очередь Северную Корею, Ирак, Иран, Ливан. Некоторые подозревают и Китай.

Уже не первый раз поднимается вопрос об уничтожении официальных коллекций вирусов оспы. Последний раз это обсуждалось на Ассамблее ВОЗ в 1999 году. Было решено повременить до 2002-го.

- Крупнейший американский эксперт по оспе генерал Питер Ярлинг сказал недавно: если мы уничтожим легальные коллекции, цивилизованный мир лишится живых вирусов для работы с ними, у террористов будут развязаны руки, - говорит Лев Сандахчиев.

В музее пластиковые маркированные пробирки с возбудителями смертельной болезни уложены в коробочки с пломбами. Те, в свою очередь, хранятся в опечатанном холодильнике, поставленном на сигнализацию. Температурные данные (минус 70) выведены на самописец, кроме того, есть система тревоги. Каждая пробирка - на персональном учете. Всякий раз, когда из музея берется образец, процедура оформляется специальным разрешением. Отмечают все движения пробирки - на какой рабочий стол она перемещается. Вирус имеет пренеприятное свойство размножаться на всем живом, для него пригодном.

- Кроме опасности биотеррора, - объясняет Л. Сандахчиев, - не исключена и возможность того, что оспа снова возникнет на Земле сама по себе - из природных ресурсов. Вирусы могут мутировать, и тогда мы без всяких террористов окажемся беззащитными перед смертельно опасной и чрезвычайно заразной болезнью. Прививки перестали делать 20 лет назад во всем мире. Запасы вакцины ВОЗ сохранила на "аварийный" случай. Но она опасна для тех, у кого иммунитет ослаблен. А таких людей с каждым годом становится все больше. Вот почему коллекции оспы нельзя уничтожать, вот почему наши исследования и работа над новыми, комбинированными вакцинами ведутся полным ходом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно