Примерное время чтения: 7 минут
837

А. Дорофеев - художник, творящий политику

НЕДАВНО в редакцию пришло письмо: "Здравствуйте, дорогой Коллаж Дорофеев!" Оказывается, для читателей главный художник "АиФ" Андрей Дорофеев настолько неразделим со своими работами, что некоторые из них думают, будто "коллаж" - это его имя.

НЕ ТАК давно Андрей отпраздновал свое 40-летие. На событие откликнулись не только друзья и коллеги, но и герои его произведений. Несмотря на то что в своих работах, по словам Бориса НЕМЦОВА, художник его часто "покусывает", камня за пазухой он не держит. И другие высокопоставленные гости редакции с удовольствием принимают в подарок свеженький "ответ Дорофеева" на очередной политический кульбит в российской действительности, героями которого они стали. А те, кто не страдает недостатком чувства юмора, не стесняются даже вывешивать аккуратно вставленные в рамочку работы Дорофеева в собственных рабочих кабинетах.

Мужское достоинство страны

Александр ПОЧИНОК, министр труда и социального развития:

- Когда я увидел коллаж Дорофеева, где я произвожу аэрофотосъемку района, очень смеялся. Пожалел, что на самом деле не летаю. Такой бы коллаж - да в жизнь! Тогда налоговики опись недвижимости сделали бы гораздо быстрее. Влияние дорофеевских работ на общественное мнение бесспорно. Ведь не можем мы отрицать роль в истории многих других мастеров-карикатуристов, таких, как Моор, Маяковский, Дени, Кукрыниксы!

Александр ЛЕБЕДЬ, губернатор Красноярского края:

- Впечатление работы Дорофеева производят всегда: они или нравятся, или не нравятся. Коллаж, где я в роли Иисуса Христа, раздающего хлебы, считаю очень сильным и талантливым. Остальные же его работы, где я выступал действующим лицом, были чуть похуже.

Алексей МИТРОФАНОВ, член Высшего совета ЛДПР:

- Во время выборов политические коллажи-карикатуры Дорофеева надо развешивать на улицах. Думаю, его работы будут активными участниками событий на выборах 2003 года.

Геннадий ЗЮГАНОВ, председатель ЦК КПРФ:

- Я впервые в жизни "надел" бабочку - по воле вашего главного художника!

Недавно по ТВ показали сюжет о выставке средств массовой информации в Минске. У стеллажа "АиФ" было самое настоящее столпотворение: посетители рассматривали работы Андрея Дорофеева. Корреспондент Минского ТВ прокомментировал: "У нас, в Белоруссии, и речи быть не может о карикатурах на Лукашенко. А "АиФ" со своим главным художником позволяет себе подобную смелость в отношении Путина".

Кстати, недавно на Дорофеева посыпались мешки гневных писем. В одном коллаже голова В. В. Путина соединилась с туловищем античной статуи Персея. И - какому еще народу придет такое в голову?! - понеслось со всех сторон: почему вы сделали нашему президенту такое маленькое мужское достоинство?!

Кто такой?

Андрей Дорофеев родился в Москве. Отец - строитель, мать - химик. Рисовать начал рано: в школе был бессменным оформителем стенгазет. Закончил факультет летательных аппаратов МАИ, диплом защищал по теме "Баллистическая трехступенчатая ракета с ядерными боеголовками". Дипломная работа подлежала уничтожению как секретная. После института работал в закрытом "почтовом ящике" инженером-конструктором. Параллельно стал рисовать карикатуры и сотрудничать со многими изданиями Москвы. В армии служил за Полярным кругом - авиационным бортинженером. После службы вернулся в "почтовый ящик".

В "АиФ" Дорофеев пришел в 1989 году: "Я уже не мог нормально работать инженером - голова целиком была занята художественными сюжетами..."

С тех пор в его копилке множество наград и почетных грамот с международных выставок, которые часто проводятся в России, СНГ, Европе, США. Из немногословного и скромного от природы Андрея иногда клещами приходится вытягивать рассказ об очередной удачной выставке и наградах. "В Венеции, точнее, в венецианской области Маростика, в этот раз была даже и не выставка. Условия конкурса - достаточно строгие, а тема была задана с самого начала - обучение. Я привез туда одну достаточно проходную и не очень интересную для нашего читателя работу (очень высоко оцененную жюри. - Ред.). Восприятие юмора за границей другое..." А потому, по словам Андрея, что в странах, где нет наших проблем и наших политических деятелей, и темы для шуток другие. "А у белорусов - те же проблемы, что и у россиян. Дороги, например, такие же плохие. Как ни пытались мы упаковать работы, все равно половина после путешествия Москва - Минск - Москва вернулась побитой. Но от выставки все равно остались самые приятные впечатления".

Работа художника требует тишины и спокойствия. Кроме коллажей на Андрее еще и дизайн газеты, подбор иллюстраций, их обработка. "Коллажи я люблю делать дома по выходным, чтобы можно было посидеть, подумать. Однако и дома это не всегда удается: соседи то песни поют за стеной, то в очередной раз затапливают сверху... В последнее время стал замечать, что легче всего что-то придумывать в метро. Там ты никого не знаешь и тебя никто не знает. Стою в уголке и думаю о своем. Как работаю?.. Загружаю в голову, как в компьютер, последние важные события в стране. Потом голова выдает готовый результат... Если конкретной идеи для коллажа не возникает, размышляю логически: произошло то-то, ассоциации такие-то... Я никогда не отдыхаю. Помните, как у Чехова: "Нет мне покоя от самого себя. Когда кончаю работу, тут бы отдохнуть, ан нет, уже ворочается тяжелое чугунное ядро - новый сюжет".

Андрей признается, что какие-то идеи приходят в голову даже тогда, когда он ковыряется на своих шести сотках. В его садовом домике, как по секрету удалось узнать от близких друзей, есть несколько произведений, которые могли бы удивить людей, знакомых только с его коллажами. "Да, я иногда рисую пастелью, чтобы переключиться. Делаю пейзажи..."

Но надолго отвлечься от работы ему все равно не удается. "Бывает, что задумка для коллажа - хорошая, а результат - нет. Раньше меня ругательные письма просто убивали. Я и сейчас огорчаюсь, получая "плохие" отклики. Но хуже, когда критика на тебя вообще не реагирует.

Иногда газетных художников обвиняют в том, что они самоучки. Это глупо. Делать карикатуры и коллажи тебя нигде не научат, если отсутствует "карикатурное" видение мира. Художники с классическим образованием мало подходят для работы в газете. Они прекрасно иллюстрируют книги, но в газете нужно выдать картинку через 15 минут, максимум через час".

В ХХI век

ПОЭТ Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ: - ХХ век - век информации, телевидения, монтажа. Это время конкретики, а не время абстракционизма. Андрей Дорофеев - родитель совершенно нового художественного направления - постсюрреализма.

По словам искусствоведа Паолы ВОЛКОВОЙ, дорофеевский "жанр фотомонтажной карикатуры создает в газете параллельный письменному слову текст. Сильная сторона его работ - историчность. Не будет нас, забудутся наши страсти, но наша беда останется в историческом осмыслении коллажей Дорофеева". Один из организаторов известной "бульдозерной" выставки 1974 года художник Владимир НЕМУХИН уверен, что "многие работы Андрея - уникальные, самодостаточные произведения искусства, по которым люди через десятилетия будут узнавать о нашем времени". Кстати, некоторые коллажи Андрея Дорофеева уже стали "серьезной" историей. В качестве иллюстраций они попали в труды немецких и финских ученых-историков, которые были посвящены современной России. Но Андрей не собирается почивать на лаврах.

Главный редактор "АиФ" Владислав СТАРКОВ: - Считается, что политика и художник - вещи несовместимые. Но Андрей Дорофеев - один из тех редких художников, кто с помощью политических реалий создает настоящее искусство.

Для Дорофеева человеческие качества политиков - словно краски и холст. Он лепит образы из хитрости и тщеславия, чванства и глупости, а порой и ума своих героев. Его коллажи - воистину художественные произведения, которые создаются с помощью фотографии, компьютера, пера и кисти. Это новое искусство. За ним будущее. Оно войдет в ХХI век.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно