19 мая премьер-министр Михаил Касьянов подписал "реформу МПС". Другими словами, старт реформе дан. Но что это означает? Чего ждать простому обывателю? Правда ли, что "все прихватизируют, разграбят и разворуют"?
Иван Зиганшин, военнослужащий, Пермь
НА САМОМ деле никакого секрета нет. Как ни странно, но "страшная реформа" в данном случае не так страшна, как ее представляют в своем воспаленном воображении и в некоторых средствах массовой информации излишне впечатлительные публицисты. По большому счету, предстоящий процесс даже сложно назвать реформой в привычном понимании этого слова: просто форма нынешнего МПС не соответствует содержанию и выполняемым функциям, а значит, должна быть заменена на более современную и прогрессивную. Это все равно что сменить феодальный строй капиталистическим: как показала история, эффективность труда значительно повышается, экономика развивается быстрее, а люди начинают жить лучше и богаче.
Так что же будет происходить в ближайшие годы?
Поначалу вроде бы ничего и не изменится: МПС будет готовиться к разделению на собственно министерство и стопроцентно государственную компанию "Российские железные дороги". Что будет делать министерство, понятно - руководить: регулировать, контролировать, ставить задачи и проверять их выполнение. "РЖД" же будет заниматься перевозками всего того же, что и раньше: пассажиров и грузов. То есть происходить будет все то же самое, что и сейчас, с той лишь разницей, что у каждого департамента компании будет "свой кошелек".
Затем, уже после 2005 года, часть вагонов и локомотивов разрешат выкупить частным компаниям, в основном это будут крупные грузоотправители. Предусмотрен и другой вариант: грузоотправители сами будут закупать новые вагоны и локомотивы и за чуть более низкую плату перевозить свои грузы по железным дорогам. (Это к сведению паникеров и крикунов, которые трубят о приватизации и распродаже железных дорог коммерсантам чуть ли не в следующий понедельник.)
Отдельный разговор - пассажирские поезда. В ближайшие пять лет все будет по-прежнему. Но впоследствии вполне вероятно, что и пригородными перевозками, и направлениями дальнего следования все же начнут заниматься частные компании, несмотря на то что, по оценкам специалистов, рентабельность пассажирских перевозок не слишком высока.
А уж конкуренция повлечет за собой и снижение цен, и улучшение обслуживания (что произошло, например, с автомобильным транспортом).
А зачем вообще городить весь этот огород, спросите вы, если железные дороги и так неплохо работают? В том-то и дело, что, как и в большинстве российских отраслей, ресурсы железных дорог практически выработаны, и пока они еще держатся на плаву благодаря тому, что железнодорожники, как говорится, "рвут жилы". Отложить реформу еще хоть на год означало бы сделать ее и дороже, и болезненнее.