Примерное время чтения: 7 минут
122

Аргентинское чудо с индонезийским акцентом

НА МИНУВШЕЙ неделе известные политики, политологи и экономисты в конференц-зале информационного агентства "Аргументы и факты - Новости" обсуждали экономическую и политическую ситуацию в стране. Специально для читателей "АиФ" публикует наиболее интересные мнения.

Леонид АБАЛКИН, директор Института экономики РАН, академик: Видимое благополучие на потребительском рынке зиждилось на массовых задержках с выплатой зарплаты и пенсий. В ноябре 1996 г. сложилась такая ситуация, что если бы выплатили всю задолженность по зарплате, то рынок был бы уничтожен. Невыплата зарплаты, прежде всего бюджетникам, - это беспроцентный заем у населения. Это должно быть частью дефицита госбюджета. По сути создание долговой экономики - это скрытая форма инфляции. И как только выпустили из рук этот рычаг, рынок оказался сметенным в несколько дней. Это мы наблюдаем сегодня. Экономические причины понятны: нестабильность, отсутствие политической власти, четкой и ясной программы, неясны действия Центробанка... На них накладывается еще и российская ментальность. Это то, что население привычно ожидает инфляции. Когда в конце 80-х годов возникла проблема с мылом и зубной пастой , мы покупали их по любым ценам. За два месяца был продан трехгодичный запас. Одним из факторов, определивших последние события, является существенное превышение наличной долларовой массы над рублевой. В стране всего 130 млрд. наличных руб. и 40 млрд. наличных долл.: 30 - в кубышках, 10 - обслуживают "челночный" оборот. Самое страшное, что произошло после последних решений правительства Кириенко, - это почти полная потеря доверия к власти и финансово-банковской системе страны. Это самое тяжелое и трудноустранимое препятствие.

Галина СТАРОВОЙТОВА, депутат Госдумы: Я хотела бы напомнить, что неделю назад начался необычный и очень опасный политический процесс - переговоры об отставке президента и о гарантиях для его семьи в случае его отставки. Они велись членами администрации президента за его спиной и без его ведома, как я смогла в этом убедиться. Без ведома супруги президента, без ведома самого президента, о чем он заявил потом в своем интервью. По сути дела это был

закулисный сговор группы лиц, которые сами на себя возложили миссию по переписыванию российской Конституции, принятой на референдуме в декабре 1993 г. Я думаю, что это было бы слишком высокой ценой за формирование нового правительства.

Игорь БУНИН, генеральный директор фонда "Центр политических технологий": Насколько я понимаю, президент считает, что в случае неутверждения Черномырдина Госдумой с третьего раза, неизбежна гражданская война. Я с этим категорически не согласен. С моей точки зрения, удар был нанесен по среднему классу. Средний класс спасается индивидуально и поэтому не пойдет на улицы. Обнищавшие народные массы в данном случае будут спасаться на своих огородах и т.д.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда "Политика": Сейчас совершенно очевидно, что отставка Кириенко, несмотря на всю чудовищность того, что было сделано 17 августа, была ошибкой, как была ошибкой и отставка Черномырдина в марте. Подобного рода правительственную чехарду может себе позволить страна с гораздо более стабильной экономической ситуацией. Я думаю, что назначение Черномырдина официально на пост премьера ситуацию коренным образом не изменит. Рынок уже вынес вердикт этому назначению практически полным своим исчезновением. Самым неприятным обстоятельством, на мой взгляд, сейчас является то, что экономической программы нет. Я слушал выступление Черномырдина в Совете Федерации, и у меня не сложилось впечатления, что речь идет об аргентинском варианте. На самом деле это был эклектичный вариант, который, конечно, на первый план ставит исполнение бюджета ценой достаточно серьезной эмиссии. Уже в ближайшее время это приведет к гиперинфляции, потере сбережений населения. И я не думаю, что в этой ситуации люди спасутся на огородах, как говорил Игорь Михайлович, поскольку в России зимой на огородах мало что растет. Средний класс, который в этой ситуации страдает больше всего, мне кажется, может заметно активизироваться. Известно также, что люди, которым есть что терять, в критической ситуации ведут себя более радикально, чем люди, которым терять нечего. Если во многих субъектах РФ люди уже давно привыкли не получать зарплату, жить с огородов, то в Москве это будет сложнее.

Михаил КРАСНОВ, вице-президент фонда "Индем", бывший помощник президента РФ: Реально спасти Россию может только появление в стране конституционного монарха. Для этого нужно собрать Конституционное собрание, которое будет принимать Конституцию под монарха. А кто из Дома Романовых наиболее достойный кандидат - определит Земский собор, который специально для этого будет созван.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, директор Института экономического анализа: Мы продолжаем вести наблюдение за поведением фондовых индексов России и Индонезии. За точку отсчета бралось время объявления пакета международной финансовой помощи МВФ. И вот с тех пор российские показатели идут теперь уже не только в параллель с индонезийскими, но и начинают серьезно обгонять их. Мы приблизились к той стадии, когда политическая ситуация, переводя на индонезийскую шкалу, стала уже плохо управляемой. Следующее, что нам грозит в достаточно близкое время, это банкротство страны теперь уже не только по внутреннему долгу, но и по внешнему. На самом деле альтернативой тому, что сегодня обсуждается, будет либерализация экономической жизни, сокращение вмешательства государства в экономическую жизнь, сокращение государственных расходов, балансирование бюджета и т. д.

Александр РУЦКОЙ, губернатор Курской области: За счет чего жил Советский Союз? За счет нефти, газа, монополии на алкоголь и табак, жесткого управления финансами. Пока мы не разберемся с этим, из кризиса не вылезем. Без долгосрочных кредитов и цивилизованной налоговой политики экономику не поднять. А что касается "аргентинского опыта" - хватит обезьянничать! Россия - великая держава, и нельзя слепо копировать чей-то путь. Я в Аргентине бывал не раз и скажу: не так уж и здорово выглядит их экономика. Мы можем самостоятельно справиться, у нас есть все, кроме системы управления. Эмиссия, о которой столько спорят, необходима. Обеспеченность ВВП деньгами на 10%, расцвет бартера - это безумие. Отговаривают президента от эмиссии мафиози. Это им выгодна экономика, спрятанная от налогов. Хватит болтать о демократии. Никакой демократии в условиях экономического кризиса быть не может. Кроме Черномырдина, никто не готов взять на себя ответственность за страну. Так чего же рассуждать?

Минтимер ШАЙМИЕВ, президент Татарстана: Положение не безвыходное. Главное сегодня - людям заплатить. Не побояться эмиссии. Общество воодушевится, на время мы получим передышку. Премьер должен сказать: "Пенсии платим день в день, зарплату - день в день". А потом начинать инвестиции в собственное производство, строительство. Возьмем строительство жилья. Казалось бы, это огромные затраты госфинансов, которых так не хватает. Но около 40% того, что мы вкладываем в строительство жилья, возвращается в виде налогов. В итоге мы решим жилищную проблему, займем людей работой. Да еще и налоги соберем. Америка в свое время на этом поднялась. России нужен российский, а не аргентинский путь. Для начала поможем заводам, селу. Определим квоты на импортное продовольствие. И зарубежных поставщиков заставим создавать здесь совместные предприятия, рабочие места. Хотите рынок - давайте инвестиции. Мы в Татарстане это уже делаем. Первыми ввели госмонополию на водку. Нас резко критиковали за то, что запретили завоз продуктов в республику. Но иного пути нет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно