Примерное время чтения: 5 минут
197

Геннадий Хазанов уходит со сцены?

НЕДАВНО в эфире одной из радиостанций Геннадий ХАЗАНОВ, художественный руководитель Театра эстрады, заявил о своем уходе со сцены. Причины - неприятие зрителями того, что он делает. Мы спросили у самого артиста, за что же он так обиделся на публику.

Смеяться не над чем!

- ОБ УХОДЕ со сцены я не говорил. Просто почувствовал: зачастую зритель не получает от артиста Хазанова того, чего ждет. Желания же соответствовать сегодняшнему уровню разговорного жанра у меня нет. Проблемы с этим видом искусства появились еще в начале 90-х годов - с отменой шестой статьи Конституции СССР, где говорилось о роли Коммунистической партии. Именно тогда я ощутил, что у нашего жанра вынули очень важные детали несущей конструкции. Когда наступила эпоха дикого капитализма - после 92-го года, - богатые, не желая приходить в концертный зал вместе с неимущими, стали "выписывать" себе актеров. Для меня же выступления не на сцене - почти пытка, поэтому от этого я отказался сразу. Участвуя в сборных концертах, зачастую сталкивался с аудиторией, которая не хотела воспринимать Хазанова в том качестве, в каком он находится сегодня. Вот и стал я, желая сохранить актерскую профессию, смотреть в сторону драматической сцены.

- Разговорный жанр отошел на второй план?

- Сольных вечеров осталось не много - нет материала, почти нет рынка сбыта, да и как актеру мне это стало малоинтересно. Сегодня хочется заниматься профессией вглубь, а не вширь. К тому же сейчас Жванецкий не может конкурировать с Доренко - разговорный жанр держится на злободневности, ею занимаются все средства массовой информации. Тягаться с ними бессмысленно.

К тому же наша реальность не такая смешная, смеяться зачастую становится неловко и стыдно. Раньше мы могли вызывать смех тем, что вскрывали фальшивость идеологии. Когда мы говорили о том, что нужно ночью отмечаться в очереди на туалетную бумагу, то виноват в этом был тот, кто этой бумаги не давал вдоволь. Сегодня туалетная бумага в большом ассортименте - у многих людей денег нет. А смеяться над тем, что у людей нет денег, - это бессовестно.

- Но сидеть и плакать над своей несчастной судьбой - тоже не выход.

- У нас много артистов, которые, продолжая работать, находят какие-то "болевые точки" и вызывают смех. А высокий рейтинг программы "Аншлаг", поклонником которой я никогда не являлся, говорит о том, что огромное количество людей хочет смеяться именно над тем, что предполагается в этой самой передаче.

Не надо переделывать зрителя, тем более что он сформировался в советское время, когда все покупали билеты во дворцы спорта и на стадионы, чтобы слушать Вилли Токарева, а не Софию Губайдулину. Но это не означает, что надо запрещать Губайдулину, как это делалось в советское время, или запрещать Токарева. Рынок сам все отрегулировал. Токарева массы уже не слушают, а на Губайдулину ее почитатели ходили, ходят и будут ходить всегда.

- Писатель Пелевин в "Generation P" сказал, что самый адекватный образ сегодняшнего поколения - обезьяна, сидящая в джипе.

- Хм... Я тоже езжу на джипе. На самом деле на каждый спектакль приходит разный зритель. На "Ужин с дураком" попадают все, кто смог достать билеты. Как говорят спекулянты, в Москве надо пойти в Большой театр, в Оружейную палату и на "Ужин с дураком". А им можно доверять, потому что эти люди конъюнктуру знают лучше меня.

"Я не узурпатор"

- 15 МАЯ 1995 года в Театре эстрады установлен печальный "рекорд" - в зал на 1380 мест было продано 13 билетов.

- В тот день был сборный концерт. Сейчас в Театре эстрады их почти нет. Вот на следующей неделе у нас вечер, посвященный 40-летию российской творческой мастерской эстрадного искусства. На сегодня продано 36 билетов и взято около 400 пригласительных. Остается 900. А ведь в афише - достойные имена. Просто сборные концерты никого не интересуют. Можно называть Хазанова "узурпатором, который выкручивает руки", но факты говорят сами за себя. Раз даже фамилии не привлекают зрителя, то совсем неважен и повод, к которому приурочен концерт.

- По-вашему, Театр эстрады - это уже не то место, куда публика ходит послушать только смешные рассказики?

- Думаю, что да. Хотя мы еще в периоде становления, но к нам пришла именно театральная публика. Я уже понял, что не надо залезать в ту нишу, в которой находится драматический театр, а надо искать свою. Спектакли, где главные герои - такие великие концертные исполнители, как Мария Каллас, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, - это одна из дорожек, мы сейчас ее разрабатываем. Я не расстался с идеей сделать спектакль о Лидии Руслановой, есть первый вариант пьесы "Фрэнк Синатра", в плане - спектакль об Александре Вертинском. На сегодняшний день обновление репертуара - самая большая проблема, поскольку пишущие с некоторых пор сами выходят читать. Но писатели должны выступать где-то в клубах или, например, в Центральном доме литераторов, а на сцену должны выходить ак-те-ры!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно