ОСЕННИЕ сумерки быстро накрыли палатку, спрятанную в складках чеченских гор. Спецназовцы одного из сверхсекретных подразделений Центра специального назначения ФСБ России аппетитно уплетали бутерброды с салом, запивая кисло-сладким чаем "каркаде".
А В ГРОЗНОМ силовики стояли на ушах: на глазах спецов из ГРУ "духи" сбили вертолет с офицерами Генштаба. Вертушка упала и сгорела в центре площади Минутка. Ракету выпустили из ближайших развалин.
В палатке кто-то мрачно пошутил:
- Пока в Генштабе сидят долб...бы, не надо в Грозном строить небоскребы!!!
Мой сосед за столом, зло воткнув окурок в колпачок от осветительной мины, молча покрутил пальцем у виска в адрес шутника. С тем и разошлись по койкам.
"Горящий" телеграф
ОТ СВЕЖЕГО горного воздуха сон скрутил моментально. Но рядом захрапел сосед. Храп на войне пострашнее артобстрела. Мучался я недолго.
- Подъем, господа офицеры! Есть работа, - почти ласково, но твердо подал команду ночной дежурный офицер.
Раз, два - камуфляж, кроссовки. Поверх бронежилета - армейская сумка с запасом пленки, батареек. Попрыгали. Ничего не брякало.
Короткая, словно блиц, боевая задача. На этот раз "в адрес" летели вертушкой. Далее до села - пешком. В вертолете дремалось, командир группы толкнул в бок:
- Смотри! Чеченский телеграф заработал.
Внизу по маршруту движения Ми-8 замелькали огоньки, похожие на костры.
- Опять какая-то сука из штаба в Ханкале информацию сбросила, - зло подытожил второй пилот.
За вторую войну боевики научились четко отслеживать возможные маршруты полетов, оповещали ближайшие села кострами на господствующих высотках. Очень часто спецподразделения, прилетая в нужный адрес на операцию, находили на окраине села пепел сгоревших стожков сена и пустые дома.
Перед "адресом", небольшим горным селом, наткнулись на минное поле. Свое? Чужое? Неизвестно. Отрядный сапер-кудесник колдовал недолго. По обозначенному им "коридору" вышли на окраину села.
Фермеры-минеры
СПЕЦИАЛИСТЫ подсчитали, что на разминирование Чечни после войны понадобится как минимум лет десять. Среди боевиков появились талантливые саперы. Обученные иностранными инструкторами российские моджахеды на равных состязаются с лучшими специалистами МО, ФСБ, МВД.
Среди "духов" появились и саперы-фермеры. На опасную территорию они загоняют коров и лошадей. Польза двойная: за разминирование платят долларами, а мясо погибших животных продается на местном рынке. Так что чеченский шашлык иногда пахнет тротилом.
В последнее время боевики воспылали особой любовью к... ослам. Оказывается, по их многочисленным наблюдениям, ишак никогда не наступает на взрывное устройство, даже на самую хитроумную мину.
Иногда боевики впадают в "детство". Для того чтобы вытащить погибших с минного поля, они используют большие рогатки. В качестве тетивы идут резиновые медицинские бинты. Словно камень, стальная "кошка" с привязанной веревкой летит к трупу. Остальное - дело техники.
На нужный "адрес" вышли точно. Спецназовцы, словно призраки, вошли в дом. Вместе с "двойкой" - бойцами прикрытия - прижимаюсь к стене между двумя окнами. Руки, сжимающие фотоаппарат, слегка вспотели.
Неожиданно звенит разбитое стекло. Сверху размашистой тенью, брякнув о землю автоматом, падает боевик. Ноги становятся ватными, сердце уходит в пятки: ну, попал! Фотокамера автомат Калашникова не заменяет. Коротко тявкнули бесшумные автоматы бойцов, прикрывавших группу. Боевик так и остался лежать лицом вниз, пришитый свинцом к земле..
Опять пустышка
ЧЕРЕЗ полчаса нас эвакуировал вертолет. Злые как черти мы ввалились в родную палатку. Бойцы матерились. Было на что. За последние три недели они двенадцать раз ходили на банду Масхадова, пять раз - на Басаева. И каждый раз впустую.
У нас было одно желание - спать, как говорят в армии - подержать кровать на спине. Ближе к вечеру плотно пообедали. Махнули по тарелке "музыкального" супчика (горох с тушенкой), на второе - котлеты из полевой столовой десантников.
По телевизору сообщили, что наш главнокомандующий "повысил" голос на чеченских бандитов и объявил им 72-часовой ультиматум. Заинтересованно обсуждалась предстоящая операция американских командос на Ближнем Востоке.
Спрашиваю у офицера: "А что если американцы замочат в сортире Усаму бен Ладена?"
- Мне будет стыдно, - пробурчал бывалый чекист, - попрошусь стажером в их "Дельту" (спецподразделение США). Пусть научат, как "мочить" террористов.
Разговор явно не клеился. Хотя, подумал я, любимцев Голливуда можно пригласить и в Чечню. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Звездно-полосатым красавцам из командос есть чему поучиться на Кавказе перед войной в Афганистане.