НАШИ мультяшки - то немногое, чем мы вправе были гордиться и в чем всегда соответствовали мировым стандартам. Мультики из золотого фонда "Союзмультфильма", отреставрированные на современной аппаратуре, нравятся даже пресыщенному западному зрителю, их согласились озвучивать звезды Голливуда.
МАСТЕРСТВО, как известно, не пропьешь. "Гагарин" А. Татарского удостаивается "Золотой пальмовой ветви" в Каннах. В 2001 году мультфильм "Старик и море" А. Петрова получает первый приз американской киноакадемии - "Оскара". С. Овчаров снимает четыре анимационных "Мифа" - и в результате они признаны лучшими российскими фильмами 2001 года. Но это, увы, остатки былой роскоши - по всем нашим телеканалам сегодня крутят бесконечные западные мультсериалы, в которых "русским духом" и не пахнет.
Российские телеканалы желания купить российские же мультфильмы почти не изъявляют. А если что-то и захотят приобрести, то по явно заниженным ценам. На создание одной минуты мультфильма надо потратить от 5 до 25 тыс. долл., но канал "Культура", к примеру, готов покупать их по 30 долл. за минуту, кабельное телевидение больше 3 долл. даже не предлагает. "Потолок", предложенный центральным каналом, - 100 долл. за минуту. Для сравнения: европейцы ("Канал+", к примеру) готовы платить по 400-500. А нашим закупщикам, отвечающим за кинопоказ на телеканалах, проще арендовать стенд на каком-нибудь западном кинофестивале и приобрести там несколько мультсериалов 15-летней давности, которые по несколько раз обошли весь мир и теперь продаются по абсолютно бросовым ценам.
Но дело не только в деньгах. "Производство мультфильмов в России рухнуло не в последние год-два, а в 80-е, когда, казалось бы, все было хорошо, - говорит А. Татарский, руководитель студии "Пилот". - Весь мир тогда повернулся лицом к телевидению и знал, что основная продукция должна быть предназначена именно ему. Вместо массы 10-минутных мультфильмов надо было делать два больших сериала, два полнометражных фильма и несколько авторских лент".
10-минутные мультики сегодня не вписываются в программы передач. Таких "окон" на ТВ просто нет. Нужны либо полнометражные мультфильмы, либо сериалы. "Полный метр - с многомиллионным бюджетом в долларах, спецэффектами и пр., - до последнего времени могла позволить себе только Америка, хотя и в Европе сейчас запускается порядка 40 полнометражных анимационных фильмов, - говорит А. Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино. - Из тех фильмов, что пытались сделать наши компании, относительно успешным оказался только "Незнайка на Луне". На фестивале в Суздале были представлены два новых проекта: былинный эпос "Князь Владимир" и сказка "Карлик Нос", но оба пока вызывают споры".
Есть своя специфика и в производстве сериалов. Это продукт интернациональный: группа, придумывающая героев, сюжет и пр., базируется в США, Японии, Франции и т. д. А производят мультики в Юго-Восточной Азии, на фабриках Гонконга, Китая, Кореи. Сотни людей работают там буквально за копейки, каждый месяц выдавая новую серию. Подобного "мультконвейера" в России нет. Хотя на самом-то деле анимация - прибыльный бизнес. Хороший сериал или полнометражный мультипликационный фильм можно продавать по миру в течение десятилетий. Осталось только найти тех, кто вложит в развитие индустрии анимации несколько десятков миллионов долларов.
А пока мы будем и дальше собирать призы на международных кинофестивалях - талантливые режиссеры-мультипликаторы в России не перевелись. Нашим же детям придется довольствоваться "остатками" с барского стола мировой мультипликации.