Примерное время чтения: 5 минут
154

Верните народу мультики!

В ТАРУСЕ состоялся очередной (6-й) ежегодный Открытый российский фестиваль анимации, когда-то самого популярного вида киноискусства. Конкурс собрал почти 100 фильмов. В анимации малокартинье кончается?

Как дела у одушевителей

БОЛЬШЕ всего на фестивале понравился десятиминутный британский фильм голландского режиссера Михаэля Дудока де Вита "Отец и дочь", показанный как камертон, как образец для подражания. Один известный режиссер сказал, что финал произвел такое впечатление, что он почти потерял сознание. Другие заплакали. За 10 минут без единого слова рассказывается история о том, как расставшаяся с отцом дочь ждет его долго-долго, всю жизнь, до конца. И встречается с ним. Но уже не здесь. Сила любви, исходящая из этого фильма, валит с ног. Есть чем заразиться, чему поучиться. (И вот новость: только что картина номинирована на "Оскара". Должна победить!) Сегодняшнее положение нашей анимации обсуждалось на "круглом столе" в конце фестиваля.

Александр Татарский (режиссер, президент фестиваля, ген. директор студии "Пилот"): "Фестивальная программа продемонстрировала засилье непрофессионализма в работах молодых. Мне было бы стыдно показать коллегам некоторые из тех фильмов, что мы здесь видели. А их авторам не стыдно. Серьезнейшая проблема - образование. Не нужно учить никого 6 лет, как во ВГИКе. И для аниматора, и для режиссера или сценариста достаточно двухлетних курсов. Главное, чтоб из них готовили хороших профессионалов, готовых работать в индустриальном анимационном коллективе, тогда будет возможность совершенствоваться рядом с опытными товарищами. Мы сейчас учим и готовим специалистов фактически для иностранных студий. С их стороны идет настоящая охота за нашими художниками, вплоть до того, что из нашего студийного компьютера были украдены списки отобранных нами для обучения ребят. Идет повальное переманивание за границу лучших кадров. Ситуация очень серьезная".

Юрий Норштейн (режиссер): "Государство отказывает в поддержке Высшим курсам сценаристов и режиссеров, там только коммерческий (платный) прием. Я уже 4 года не преподаю, потому что вдруг увидел, что поступившие люди пришли не заниматься творчеством, а "делать дело", и я им не нужен? Творчество будет возможным и успешным, если возникнет совпадение социального заказа и внутренних личных устремлений автора. Художнику нужна помощь государства, а общество нуждается в художнике".

Где смотреть?

ОДНАКО российские "одушевители" очень даже уважаемы в мировом анимационном братстве, их фильмы ездят с фестиваля на фестиваль, завоевывая все новые и новые награды. Но вот вопрос: а нам-то что до этого? Мы же посмотреть их не можем! Ведь даже оскароносный фильм Александра Петрова "Старик и море" у нас почти никто не видел. В кинотеатрах анимацию совсем не показывают. По телевидению как-то бессистемно гоняют время от времени дешевые зарубежные сериалы, MTVшные приключения этих прикольных полудурков Бивиса и Батт-Хеда и старые советские мультики. Да, очень любимые. Но где новое, так называемое авторское, т. е. лучшее кино? Где телепрограммы, рассказывающие о достижениях и проблемах искусства, превращающего волшебным образом предметы неживые - в мир живой, возвышенный и смешной? Нет всего этого и на кассетах.

Мы позвонили на телевидение. Как объяснили на РТР, сейчас требуется моментальная финансовая отдача - проще оптом купить гарантированно рейтинговый зарубежный мультсериал, нежели в розницу отечественные мультфильмы. Впрочем, в 2001 г. Россия выходит на 3-е место в Европе по производству отечественного "мыла", так что, как только деньги появятся, обещают вспомнить и о мультфильмах. На НТВ напомнили, что упор канал делает на информационно-аналитическое вещание, и максимум, что сейчас может сделать частный, обложенный долгами телеканал для отечественной анимации, - это пригласить знаменитого Александра Петрова в "Герой дня".

А вот что говорят об этом сами аниматоры: Александр Татарский, Михаил Алдашин (режиссер, арт-директор студии "Пилот"): "Нестандартные, или авторские, некоммерческие фильмы не вписываются в стандартную систему телевидения, которое испытывает трудности с размещением рекламы во время этих показов и предлагает такую плату за показ, что фильм может окупиться минимум лет через 20-30. На Западе то же самое, но там есть спецканалы - развлекательные, образовательные и платные. Что касается распространения на кассетах, то на Западе выпускаются кассеты с отборными фильмами-призерами, и их можно было купить даже в Москве на "Горбушке". У нас же фестивали об этом не заботятся, а такого рода производители-дистрибьюторы редки и работают нецивилизованно: хорошие фильмы разбавляют неходовыми, обманывают с тиражом. Но мы пытаемся что-то делать: "Пилот" продал права на наши фильмы каналу РТР и в Соединенные Штаты. Мы зарабатываем на коммерческой анимации и тратим на авторские фильмы".

Вячеслав Маясов (ген. директор кинокомпании "Мастер-фильм", коммерческий директор Музея кино): "Прокат таких фильмов тесно связан с их производством: телевидение не вкладывает в их производство денег и не стремится прокатывать, предлагая за показ совершенно мизерные деньги. Основной инвестор в производство некоммерческой анимации - это государственный бюджет. Положение может измениться: ходят слухи о поглощении Минкультом Гостелерадио".

Сергей Серегин (режиссер, программный директор Тарусского фестиваля): "В сфере видео царит пиратство, с этим связано плохое качество копий, что обессмысливает распространение авторских фильмов на кассетах. При бюджетном финансировании нет заинтересованности в возврате денег. Вот когда 4-й канал Би-би-си финансирует производство фильма, он планирует заранее рекламные кампании и мероприятия по продаже фильма для возврата затраченных денег".

Аниматоры и жюри

ЖЮРИ во главе с почтенным Эдуардом Назаровым (автором мультика "Жил-был пес"), придя к консенсусу, присудило свои 5 призов и 6 дипломов. Все остальные участники выразили свои предпочтения традиционным здесь рейтинговым голосованием. Результаты совпали в главном: "Привет из Кисловодска" (см. фото) екатеринбуржца Дмитрия Геллера (Гран-при и высший рейтинг). А вот получивший признание анимационной публики (2-й рейтинговый результат) дебют Степы Бирюкова "Соседи" остался жюри незамеченным.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно