НА ПРОШЛОЙ неделе Михаил Касьянов заявил, что у государства излишнее количество собственности, с управлением которой оно не справляется. Поэтому часть в скором времени будет выставляться на торги.
НЕСМОТРЯ на приватизацию, крупнейший собственник в России до сих пор - государство. Ему принадлежат 44% экономики, или 50 тысяч юридических лиц. Так что же у государства осталось?
Прежде всего 35 тысяч из тех 50 - это школы, больницы, вузы, НИИ и министерства. Денег они не зарабатывают. Казенных заводов (тех, что живут полностью на деньги из бюджета и всю прибыль перечисляет в казну) осталось всего 33. В основном это "оборонка", выполняющая стратегические задачи.
Доходы же в бюджет, по идее, могут идти от акционерных обществ, где государство имеет долю. Таких 4,4 тысячи (за 2001 год бюджет в качестве дивидендов получил 6,5 млрд. руб.). Правда, только в 90 госпакет составляет 100% и еще в 650 пакет больше половины. В остальных у государства - мелочь. Второй источник доходов государства - от самой хитрой госсобственности, так называемых государственных унитарных предприятий (ГУПов). Их в России 9400.
Бизнес из воздуха
"Я ВАМ расскажу историю, - вспоминает один крупный чиновник из министерства. - Как-то я не мог улететь с острова Крит, где проводил отпуск: ближайший рейс на Москву только через день, а мне срочно надо было попасть на одно совещание. Я в отчаянии мечусь по отелю. И тут ко мне подходит мой сосед, директор ГУПа, и говорит: "Хотите, я вас подвезу? Через час прилетит зафрахтованный для меня самолет!"
"ГУПы начали создаваться еще в начале 90-х как форма переходного периода, - рассказывает Александр Браверман, 1-й замминистра имущественных отношений РФ. - Государство бесплатно передало этим структурам свое имущество с расчетом на поступления от налогов и с условием, что будет иметь право претендовать на "определенную часть прибыли". Правда, на какую именно, законом не прописано. От этого все сложности".
Счетная палата посчитала, что в год государство недополучает от ГУПов 100 млрд. руб. "Самое ужасное, что ГУП - коммерческое предприятие, а функции выполняет государственные, - говорит Павел Кудюкин, директор Центра проблем госуправления. - К примеру, Госкомрыболовство отдало им право контролировать вылов рыбы и продажу квот. Деньги ГУП кладет себе в карман. А один ГУП в Краснодарском крае зарабатывал так: покупал товар на складах как госпредприятие по бросовой цене, а продавал по коммерческой".
МЦСЭИ "Леонтьевский центр" сравнил экономические успехи госпредприятий и частных компаний. Результаты: на частных выше производительность труда, средняя зарплата больше на 12%, рентабельность выше чуть ли не вдвое. Почему так?
Самая большая проблема у госсобственности - у нее нет эффективного хозяина. "Ведь государство управляет ГУПами через контракты с директорами, а на месте директор - единственный хозяин. Он решает, какую цену установить, сколько продукции закупить, - говорит Александр Браверман. К тому же в госпредприятия инвестор не будет вкладывать деньги: их же никак нельзя проконтролировать - законодательная база не позволяет. Директор - хозяин и бог, а у него нет стремления вложить прибыль в развитие производства. На его век хватит и того, что есть".
А можно отдать "народное хозяйство" арендаторам. Хозяева президентского санатория "Дагомыс" занимались чистым жульничеством: сдали сочинским фирмам 14 тыс. м2 в корпусах и 15,56 га земли. По документам деньги за это платили смешные: ресторан "Панорама", к примеру, за 800 м2 платил 141 руб. в год (за столько в нем можно было заказать бутылку шампанского). Чтобы поверить таким документам, надо быть очень наивным человеком.
В Саратовской области заводы ГУП "Росспиртпром" отчитались о проделанной работе: в 2001 г. они произвели 131 млн. 94 тыс. декалитров алкоголя. Но, по данным Госторгинспекции, реализовали 208 млн. декалитров. "Почти половина идет мимо учета", - вздыхают чиновники. По закону на госпредприятиях разница между зарплатой директора и рабочего низшего разряда не должна превышать 10-16 раз. По данным проверок, на деле эта разница доходит до 100 раз, а зарплаты руководителей - до 10 тыс. долл.
Главное - продать
ЯСНО, что от излишней госсобственности надо избавляться. По мнению правительства, меньше собственности - эффективнее контроль и, следовательно, больше доходов. А то, что управляется неэффективно, надо отпустить на "вольные хлеба". Остаться должно лишь то, что необходимо, в основном социальные да стратегические объекты.
В первую очередь собираются продать мелкие (5 - 15%) пакеты в акционерных обществах. "Когда у государства нет даже блокирующего пакета, оно не может влиять на политику компании, в том числе и на выплату дивидендов, - говорит Александр Браверман. - А если среди собственников есть еще две группы акционеров, то оно вынуждено "объединяться" с кем-нибудь из них".
"В экономике США, - говорит Виктор Супян, эксперт Института США и Канады, - государство представлено лишь в сфере услуг: в науке, образовании, здравоохранении, транспорте, почтовых услугах. Единственное, чем владеет государство в промышленности, - АЭС. Но энергетику в Штатах относят не к промышленности, а к той же сфере услуг".
Впрочем, избавиться от излишней госсобственности (части ГУПов и долей в АО) не так уж и просто. ГУПы на приватизацию идти не хотят, а мелкие пакеты АО не совсем ликвидны. Особенно, где госпакет меньше 25%. Сейчас собираются продать 426 пакетов акций и 150 ГУПов. Удастся ли найти покупателя? Например, 22,5% акций государственного "Собинбанка" выставлялись на торги дважды, и все без толку.