ЕСЛИ считать, что "ветеринарные условия", затормозившие бег "ножек Буша", - месть американским производителям стали, тогда России придется мстить еще 24 странам, которые не пускают наши товары. Похоже, торговая война из "холодной" переросла в открытые боевые действия.
Торговая война
ПРОТИВ России действует 117 санкций. Первое место по ограничениям занимает черный металл и все, что из него производят (60% от всех санкций). За ним идут автомобили, текстиль, лампочки, товары ядерно-топливного цикла, удобрения, цемент, химические товары, бумажные обои и многое другое. Регулярно страны Евросоюза пытаются отказаться даже от российской нефти.
Особенно неистовствуют бывшие республики СССР: Украина и Белоруссия. Перечень взаимных торговых ограничений государств СНГ составляет 60 страниц. Казахстан за один прошлый год 12 раз перекрывал кислород нашим предприятиям. Стараются не отставать Венгрия, Польша, Индия, Египет, Южная Корея и Турция. По данным Министерства экономического развития и торговли, ежегодный ущерб России от таких внешнеторговых санкций составляет около 2 млрд. долл. Отечественные производители называют цифру значительно больше - 4 млрд. долл.
Боевой список России гораздо скромнее. За всю постсоветскую историю наша страна всего четыре раза вводила "карательные" санкции. Точнее, четыре с половиной. Первый раз в 1995 г. Минэкономики попробовало запретить импорт спирта. Заграничный алкоголь в результате проверок оказался очень среднего качества, а некоторые партии были вообще фальсифицированы. Помните скандалы со спиртом "Роял" и "Белый Орел"? Основными поставщиками водки и спирта на российский рынок тогда были Украина, Европейское сообщество и Штаты. Пока вопрос об ограничениях обсуждался "в верхах", начались спешные переговоры с Америкой, и санкции отменили. (Правда, через два года их все-таки продавили, и они действовали вплоть до 1 января 2002 г., чем до сих пор неимоверно гордятся в Департаменте тарифного регулирования.)
После этого подобных прецедентов не было вплоть до прошлого года.
Корона Российской империи
"ЗА ПОСЛЕДНИЕ полгода мы предприняли жесткие меры по отношению сразу к двум странам: Венгрии и Литве", - говорит Вероника Никишина, советник Департамента внешнеторговых отношений. Теперь вот США.
В 2001 г. Венгрия ввела непомерные пошлины на российский цемент, удобрения и металлы. В ответ Россия подняла пошлины на венгерские замороженные овощи, супы-бульоны и горчичное масло. Причем рассчитала так, чтобы "брат по соцлагерю" пострадал ровно на те же 8 млн. долл., которые потеряла Россия от венгерских ограничений. Расчет оказался верен. Санкции в отношении России немедленно сняли.
Второй случай произошел уже в начале этого года, и тоже из-за цемента. На этот раз пошлины на него повысила Литва. Якобы за то, что наши производители продавали цемент по заниженным ценам. Отечественные производители возмутились: последнее время Россия в Литву цемента вообще не поставляла. "Дело в том, - объяснили тогда литовские власти, - что вводятся антидемпинговые пошлины против Украины и Белоруссии. А чтобы на освободившееся место не хлынул российский цемент, мы ограничили заодно и Россию". Не найдя, что ответить, наша страна ввела ответные меры против литовских рыбных консервов. Ограничение против российского цемента тут же отменили.
Теперь в правительстве подумывают о том, чтобы не пускать на российский рынок Казахстан (от его санкций без всяких экономических оснований отечественные производители потеряли 3 млн. долл.). А после и Индию, Колумбию и Бразилию, которые входят в первую десятку по количеству ограничений против России, но при этом пользуются льготным режимом торговли на нашем рынке.
Отечественные производители давно уже призывали Россию вступить "на тропу торговой войны". Первые шаги показали, что ответные санкции - мера достаточно эффективная. Послушай их чиновники раньше, возможно, не дошло бы до такого гигантского роста санкций против России: с 13 в 1992 г. до 117 в 2002 г.
Только главное, чтобы не получались шаги из разряда "пусть им от нашего голода хуже будет". Как в истории с окорочками. Американцы от стального запрета не откажутся, а в российской глубинке без "ножек Буша" может кто-то протянуть свои ноги.