СЕГОДНЯ в Кузбассе не бастуют и не угрожают осадой Дома правительства, но тревога и напряжение чувствуются во всем.
В ЭТОМ году здесь планируют выдать на-гора 135 млн. тонн, что значительно больше, чем добывал Кузбасс в свои лучшие 80-е годы. Однако добытый тяжелейшим и опасным трудом уголь никому не нужен. Сегодня на складах его скопилось около 8 миллионов тонн.
Хуже, но дешевле
ВСЕ обернулось против шахтеров, даже эта теплая зима. Для обогрева наших граждан уголька берут значительно меньше, чем было запланировано. Но если бы только это!
Железнодорожники делают с шахтерами что хотят - тонна кузбасского угля, доехав, скажем, до границы с Польшей, вырастает в цене в два с лишним раза! В 2001 году ж/д тарифы увеличились на 34,4%. Другой монополист повысил расценки на электроэнергию на 28,6%. А стоимость угля подросла только на 5,6%.
Сильно задирать цену нельзя - конкуренция. В прошлом году, к примеру, из Казахстана было завезено 26 миллионов тонн топлива с экибастузского месторождения. Уголь этот низкого качества, но зато значительно дешевле.
Американское ограничение на ввоз стали из России также скажется на шахтерах. Ведь 80% кузбасских углей потребляет наша металлургия.
В марте в Москве прошел экстренный съезд угольщиков России. Ни Путин, ни Касьянов к шахтерам не пришли. Делегаты тем не менее приняли обращение к правительству: обратите внимание на наши проблемы, разработайте стратегию развития угольной отрасли! Губернатор Аман Тулеев предложил, в частности, резко ограничить импорт угля в Россию, а крупнейшие энергостанции Урала и Омской области - переориентировать с газа на твердое топливо. Правда, губернатор умолчал о том, что переоборудование одного котла обходится примерно в миллиард (!) рублей. К тому же уголь, в отличие от газа, дает при сгорании куда больше выбросов в атмосферу.
Брошенные
КОГДА началась реструктуризация угольной отрасли, в Кузбассе работало около 290 тысяч горняков. Осталось - 135 тысяч. Были закрыты десятки шахт, часто без учета социальных проблем. С начала закрытия шахт по 9 городам Кемеровской области было выделено лишь 14,4% необходимых средств. На 1-й квартал текущего года на эти цели не было предусмотрено ни рубля. Всего для переселения 16,5 тысячи семей необходимо 3847 млн. рублей.
Поселок Бабанаково - типичный пример последствий "угольной реформы". Когда-то здесь работала шахта "Пионерка" - одна из старейших в области. Но шахта закрылась, тысячи человек переехали жить в другие поселки. А место коренных жителей заняли... цыгане, которые тут же развернули "бизнес" - торговлю наркотиками. Сейчас Бабанаково - это узкие малолюдные улочки с закопченными кочегарками домами. Под ногами - сажа и угольная пыль.
15 мая Госдума заслушает отчет вице-премьеров Виктора Христенко и Валентины Матвиенко о мерах правительства по стабилизации положения в угольной отрасли. О том, как Москва защищает шахтеров. Будет ли чиновникам что сказать? И поверят ли им на слово в далеких от столицы шахтерских поселках?