Недавно я обратился за путевкой в санаторий и получил отказ. Всю жизнь я платил профсоюзные взносы, на эти деньги были построены санатории, дома отдыха. Теперь все это расхватано, разворовано, приватизировано! Кому же сейчас принадлежат профсоюзные здравницы?
Г. К у л и к о в, Саратов
ЗДРАВНИЦЫ по-прежнему принадлежат профсоюзам. Точнее, их начальству.
В 1992 году все имущество российских профсоюзов было объявлено собственностью Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). По какому праву? Да по простому. Как сказал, выступая с трибуны Колонного зала Дома союзов (бывшего Благородного собрания), один из профлидеров Михаил Шмаков: "Это здание наше, потому что нам его передал Ленин". Тогда ему зааплодировали, а потом в Доме союзов открылось казино.
Всего было передано 2582 объекта: 678 санаториев (среди них сочинские им. М. Тореза, "Лазаревское", примерно половина санаториев и домов отдыха Кавказских Минеральных Вод); 131 гостиница (в том числе 4 корпуса крупнейшего в Европе комплекса "Измайлово"); 568 стадионов и спорткомплексов (конно-спортивный комплекс "Битца", спорткомплексы "Сокольники" и "Крылья Советов"), полтысячи пионерских лагерей, Дворец профсоюзов в Москве, автобазы, магазины. Независимые эксперты оценивают это в 6-7 млрд. долл.
Что было дальше - известно. Недвижимость была превращена в различные ООО, ТОО, ОАО... Акции поделены между центральным аппаратом ФНПР и территориальными профобъединениями, в среднем в соотношении 21 к 79%. Причем чем солиднее недвижимость, тем большую часть оставляли себе профсоюзные боссы.
Война
ЗА ЭТУ собственность развернулась настоящая война. Все удивились, почему наследником назначили ФНПР. Дело в том, что ФНПР - не единственное в нашей стране объединение профсоюзов. Их зарегистрировано 13, но ФНПР все-таки самая крупная. Даже недоброжелатели признают за ней 6-7 миллионов членов, ближайший "конкурент" - СОЦПРОФ насчитывает всего полмиллиона. Кроме того, говоря строго, Федерация - это вообще не профсоюз, это объединение профсоюзов. И когда речь идет о доле Федерации, подразумевается доля центрального аппарата. Почему верхушке досталась собственность, а отраслевые профсоюзы остались на бобах?
"Мы неоднократно требовали от генсовета ФНПР дать отчет об использовании собственности. Но к цифрам нас так и не допустили", - говорит Владимир Макавчик, председатель профсоюза работников судостроения (профсоюз входит в состав ФНПР).
"Все это нельзя считать собственностью ФНПР, - говорит председатель СОЦПРОФ Сергей Храмов. - В советское время каждый был вынужден вступить в профсоюз. Помните знаменитую фразу Ильфа и Петрова: "Пиво - только членам профсоюза"? Это не шутка. Социальная защита в СССР распределялась так, что члены профсоюза имели привилегии. Взносы были так же обязательны, как налоги. Да и не на одни взносы это все строилось. Большая часть здравниц и гостиниц возводилась на средства бюджета, а потом была передана в введение профсоюзам, затем ими присвоена".
Профсоюзы утверждают, что собственность - это тяжелый груз. Прибыльны единичные объекты, в основном те, что располагаются в туристических центрах России (Кавказ, Карелия, Подмосковье). Остальное требует больших вложений и дохода не приносит. И это лучше продать.
Дорогое удовольствие
НАПРИМЕР, здание Института повышения квалификации профсоюзных кадров было продано банку Столичному, пансионат "Пестово" - Центробанку, пансионат "Воронцовский парк" - нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", санаторий "Родина" - службе внешней разведки.
"Я могу только догадываться, о каких суммах идет речь, - говорит Владимир Макавчик. - В феврале этого года один объект был продан больше чем за миллион долларов. В последнее время реализовано еще несколько. Мы хотим знать, на что пошли эти деньги. Ведь если распродаются объекты профсоюзной собственности, деньги должны идти членам профсоюза, но этого не происходит. Ни на оказание материальной помощи, ни на удешевление путевок для членов профсоюза деньги не поступают. В ФНПР даже нет забастовочного фонда! Зачем нам собственность, если она не приносит дохода?"
В Федерации и не скрывают, что простые члены не имеют почти ничего от собственных богатств (две трети членов союзов, входящих в ФНПР, - работники образования). Вот что написано в официальном заявлении ФНПР: "Федерацией неоднократно ставился вопрос о предоставлении членам профсоюзов льгот по использованию профсоюзного имущества. В основном из-за недостатка средств льготы не предоставляются... Средства, полученные от реализации профсоюзного имущества, направлялись в первую очередь на развитие материальной базы профсоюзов".
То, что выручили от реализации санатория "Юг", потратили на реконструкцию санатория им. М. Тореза в Сочи. Завершено строительство завода по розливу минеральной воды в Железноводске, в городе Ессентуки и в Сочи... И далее подробно про инвестиции, про реконструкции... То есть спите спокойно, дорогие товарищи, собственность развивается, крепнет, процветает, можете приехать и взглянуть на нее, можете даже потрогать руками.
Только какой прок от всего этого рядовым членам профсоюза?