Примерное время чтения: 3 минуты
120

Канны-2002: политика победила искусство

В КАННАХ завершился 55-й международный кинофестиваль. Картина российского режиссера Александра Сокурова "Русский ковчег" в итоге не получила ни одной награды. Ситуацию прокомментировал Андрей ПЛАХОВ, вице-президент международной организации кинопрессы ФИПРЕССИ:

- В ЭТОМ году количество картин, заслуживающих приз, превышало количество призов. Но то, каким образом эти призы распределились, многих удивило и расстроило. Фильм Романа Полански "Пианист" - картина, безусловно, очень сильная. Полански ее не просто снял - он ее выстрадал: во время Второй мировой войны режиссер, как и герой фильма пианист Владислав Шпильман (его дневники были положены в основу сценария), вместе с семьей оказался в еврейском гетто, там погибла его мать. Но, несмотря на весь трагизм темы, фильм получился холодным, без того драйва, который был присущ Полански в лучшие его годы.

"Человек из прошлого" (режиссер Аки Каурисмяке, Финляндия) получил Большой спецприз. В течение всего фестиваля он лидировал в многочисленных рейтингах и назывался в качестве одного из явных претендентов на золото Канн. И если бы председатель жюри, режиссер Дэвид Линч, оценивал фильмы по их художественным достоинствам, а не исходя из политической конъюнктуры, так бы и произошло. Но политика взяла верх над искусством.

"Божественное вторжение" палестинского режиссера Элиа Сулеймана, получившее спецприз жюри, - картина неплохая, но и в этом случае выбор лауреата был, скорее, продиктован политической ситуацией.

Что касается фильма Александра Сокурова "Русский ковчег", - с технической точки зрения (снятый в режиме реального времени) он более чем заслуживает внимания и прессы, и зрителей. Я не могу сказать, что "Русский ковчег" провалился - фильм закуплен для проката практически во все страны мира. Кинофестиваль - это не чемпионат по футболу, здесь нет и не может быть явных проигравших и явных победителей.

Наш корреспондент Марина Мурзина позвонила вернувшемуся из Канн Александру Николаевичу СОКУРОВУ: "Вы не расстроены?"

- Я никогда не ездил на фестивали за призами. Каннский же фестиваль давно, по-моему, не интересуется художественной стороной, качеством кинематографа, он приобрел социо-политическое направление, и все, происходящее в Каннах в последние годы, лишь подтверждает это.

"Пианиста", получившего Золотую пальмовую ветвь, видел. Что могу сказать? Как кинематографическое произведение это абсолютно состоятельная вещь. Но я горжусь тем, что сделали мы, горжусь своими коллегами, несмотря на то что каннское жюри явно раздражало все из России, русское. Можно, конечно, сделать вид, что нашей картины нет. Но она есть. И для меня важно, что я сделал что-то новое в истории мирового кино, что картину отобрали на Каннский фестиваль специалисты, мнение которых мне дорого. Результат же был абсолютно предсказуем и уже потому не важен.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно