"Концессия" - это договор о передаче в эксплуатацию природных ресурсов на определенный срок. И тут различия с лицензией на добычу невелики. Настоящая "заноза" для олигархов в предлагаемом законе кроется в другом - в том, что добытое по концессии сырье становится собственностью не компании, а государства. Добывающая компания получит от государства возмещение производственных и других затрат плюс обговоренную договором прибыль.
Российские "нефтебароны" оказывают огромное влияние на политику. Слишком большое, как считают в Кремле. В двадцатке самых влиятельных олигархов семь принадлежат к нефтяному клану (Абрамович, Алекперов, Ходорковский, Кукес, Швидлер, Вайншток, Богданов) и всем своим весом давят на правительство Касьянова. От этого, скорее всего, и происходят участившиеся "разночтения" в позициях В. Путина и М. Касьянова по экономическим вопросам.
За идеей Д. Козака просматривается два варианта:
1. Кремль решил провести в нефтяной сфере частичный передел собственности с учетом того, что ряд крупных игроков возник при активном участии "семьи" и сохраняет с ней связи.
2. Но не исключена и более прозаическая мотивировка: В. Путин стал проводить активную социальную политику (повышение пенсий, зарплат, стипендий, военного довольствия), а надежды на быстрый экономический рост не оправдались. В бюджете не хватает денег.
Олигархи идею концессий восприняли в штыки - как попытку скрытой национализации. И сразу стали угрожать бегством капиталов. Очевидно, что осенью вокруг козаковского законопроекта разгорится нешуточная борьба. Маловероятно, что она закончится полной победой Кремля, - слишком велики лоббистские силы у нефтяных олигархов. Скорее всего, пройдет компромиссный вариант: идея концессий будет похоронена, но нефтяникам придется платить "отступное" - то есть выплачивать в бюджет больше денег в виде "природной ренты".