Примерное время чтения: 5 минут
268

"...Я те дам, чё ты хошь"

НЕДАВНО обнаружился автор песни "Ой, мороз, мороз", доселе считавшейся народной. Написала ее в 1955 году солистка Воронежского народного хора Мария Морозова, ныне живущая под фамилией Уварова (по мужу) в Липецке.

НИЧЕГО удивительного: каждая, даже самая народная песня имеет своего автора. Проблема в другом: большинство наших народных песен к подлинно русской культуре имеет такое же отношение, как бледнолицый рэпер Децл к неграм из нью-йоркского Бронкса. Говоря иначе, в русской народной песне почти ничего не осталось исконно русского. А есть коктейль из цыганско-еврейско-азиатских напевов вперемежку с суррогатным фолком. Соответственно, и большинство коллективов, ныне существующих под вывеской "русских народных" (вершинами этого айсберга считаются "Русская песня" Надежды Бабкиной, "Золотое кольцо" Надежды Кадышевой и группа "Балаган лимитед") является добротной подделкой под корневой фольклор, такой же безликой, как сувенирная матрешка. Впрочем, это удел любого эстрадного коллектива, стремящегося во что бы то ни стало быть популярным. Ничего личного не имею против Кадышевой и Бабкиной, но зрителю, приходящему на их концерты, сложно отделить зерна от плевел. Тем более что в одной обойме с песенной классикой предлагается откровенная пошлятина типа "Как жахнем!", "А я мальчиков люблю" или "Ты скажи, чё те надо". Это все мало чем отличается от выхолощенной попсы, потоком льющейся из радио и телевизоров.

Подмена

ВПРОЧЕМ, проблема эта не сегодняшняя и не вчерашняя. Как утверждает автор документального цикла "Мировая деревня", исследователь фольклора Сергей Старостин, "деградация традиционной песенной основы, как это ни прискорбно, началась в первой четверти ХХ столетия с хора Пятницкого. Правда, вначале это не сулило ничего страшного. Ведь сам Митрофан Пятницкий, выискивая по деревням исполнителей-самородков, преследовал благородные цели - показать образованной публике в Петербурге и Москве неграмотных крестьян, которых никто не учил ни петь, ни слагать стихов. Они были талантливы от природы. Но, когда солисты постарели и потеряли творческую кондицию, в хор стали набирать обычных городских юношей и девушек и специально обучать.

Появились композиторы, которые писали стилизованные песни, делали аранжировки и разбивали по партиям. Произошла подмена в массовом сознании. В первые годы советской власти по заказу партии было написано огромное количество песен, которые получили распространение в качестве народных. Народная культура постепенно усреднялась и нивелировалась. Поэтому в современном обществе существуют два потока, именуемые русской народной песней, которые почти не пересекаются. Один из них - это действительно корневая народная культура, которая как жила в деревнях, так и продолжает жить. И другая, кадры для которой штампуются в музыкальных учебных заведениях".

В результате этой "нивелировки" к концу XX столетия по разухабистым "калинкам-малинкам", "казачкам" и прочему ширпотребу стали судить об исконной русской культуре не только за рубежом, но и в самой России. Настоящие, не фальшивые фольклористы, хранящие вековые традиции, сегодня без поддержки и популяризации находятся на грани вымирания. Имена истинных мастеров этого жанра, таких как ансамбли "Живая вода", "Народный праздник", Аграфены Глинкиной, Екатерины Семеновой (бабы Кати из Козельского района Калужской области), и многих других известны лишь узкому кругу специалистов, а эрзац процветает и раскручивается на концертах и по ТВ.

Иваны непомнящие

МЫ на удивление по-русски безалаберно относимся к своей корневой культуре, при этом восхищаемся какими-нибудь кельтскими музыкантами, звездой африканского этно Сезарией Эворой или группой "Дип Форест", довольно изящно популяризирующей этническую музыку при помощи современных компьютерных звуков. Кстати, в России тоже существует аналог импортного "Дип Фореста" - группа "Иван Купала". На их альбомах можно услышать русские песни почти двухсотлетней давности, которые и сегодня благодаря электронной аранжировке звучат весьма современно. А от пения бабушек, собранного музыкантами по архивам звукозаписи, мурашки по телу бегут, настолько притягательна природная чистота их голосов.

"На наших альбомах, - говорит Алексей Иванов ("Иван Купала"), - старушки поют в манере максимально открытой. А у нынешних исполнителей, работающих в псевдонародном жанре, голоса чаще всего поставленные, заведомо им несвойственные. К тому же в русских традиционных песнях отсутствует куплетно-припевная форма. При этом в деревнях никогда не пели просто так. В основном песни связаны с какими-то обрядами (свадьбой, похоронами, сменой времен года и т. д.)".

Вот и живем мы все, как Иваны, не помнящие родства. Может быть, поэтому вся наша современная музыка неинтересна на Западе, потому что ничего русского в ней нет - одни лишь чужие перепевы и заимствования.


Анекдот в тему

Конферансье: "Русская народная песня "Васе вдули в огороде"... Извините, оговорился: "Во саду ли, в огороде".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно