126

Кельты вернут нам гусли

Откуда ветер дует

В СТОЛИЦЕ новая мода. Молодежь теперь ходит в клуб "Вермель" на Раушской набережной, где по вторникам танцуют не совсем понятные для нашего обывателя танцы. А в Центре исторической реконструкции "Серебряный волк" в Новогирееве особо рьяные поклонники нового направления шьют на заказ плащи, кожаные сапоги, делают деревянные щиты и секиры. И почитают за счастье участвовать в реконструкции битвы при Гастингсе. Подростки читают ирландские саги (не самое легкое чтение), шьют килты (юбки шотландского горца) или выписывают слова из словаря гэльского языка. Кельтскую музыку, как традиционную, так и авторскую, ныне исполняют и московские группы. Есть в этой музыке и впрямь нечто необыкновенное: особая энергетика, искренность интонаций, объемное и полноценное акустическое звучание. А после концерта возникает ощущение, будто организм, как чайник, почистили изнутри, и стало радостнее жить.

Чемпионом по возрождению древней культуры может по праву считаться бретонец Алан Стивелл. Ему удалось воскресить бретонский язык, который ЮНЕСКО чуть не объявило практически умершим. И сделано это было с помощью... рок-музыки, сплавленной с музыкой кельтской в блестящий новый стиль.

Мы перестали петь

ДЕСЯТЬ лет назад, когда в нашей стране диски Стивелла были невероятным раритетом, один из них как-то попал в руки 16-летнему Михаилу Смирнову. Ныне - известному музыканту, одному из лидеров кельтской музыки в России. Пластинку, изменившую жизнь Михаила, ему подбросил отец, знаменитый акустический гитарист Иван Смирнов. И понятно, что не заболеть такой музыкой юноше, убежденному битломану, студенту музыкального училища при Московской консерватории, было невозможно.

- В то время мы чувствовали себя как в пустыне: музыкальной информации, особенно качественного рока, почти не поступало, как слушали "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Ху" и "Крим", так и продолжали слушать. И вдруг - кельтская музыка, новая, свежая, этническая, а значит, чистая, открытая, не испорченная шоу-бизнесом. Фолк-рок с сильной фольклорной базой и в то же время с современным звучанием. Оказалось, в мире существуют не только те засушенные неживые формы народного искусства, что нам показывали по телевизору в программах фестивалей "Радуга". Оказалось - там давно все есть, просто к нам не доходило. Но мы сразу на это среагировали, потому что в нашей-то стране настоящая традиция прервана. У нас нет традиции пения - кроме авторской, бардовской традиции (слово "бард" оказалось живучим, только барды уже не те) или имитации чего-то, - поэтому народ не поет, не может петь. Как люди собираются в пабах и поют в Ирландии, в Шотландии - такого у нас не встретишь. Мы не хотим называться кельтами, мы не кельты. Просто кельтская музыка "объяснила", что можно делать с нашей культурой: как живо, тепло, современно могут звучать народные песни. Нельзя традицию подавать сухо: современного молодого человека этим не зацепишь. Он откликнется только в том случае, если услышит созвучное себе.

Михаил Смирнов - руководитель рок-группы "Арт Кейли", продюсер первого в нашей стране альбома кельтской музыки "Кельтомания". В записи диска помимо "Арт Кейли" приняли участие еще две московские группы: "Жители холмов" (то бишь мифические сиды) и "Теленн Гвад" (в переводе с бретонского - "Окровавленная арфа", так называлась давняя баллада Алана Стивелла). Однако Смирнов вплотную работает над проектом традиции русской. Вероятнее всего, сначала это будет альбом гусельной музыки - "Гусли русские": гусли у нас незаслуженно забыты, а ведь этот великолепный инструмент с широким обертоном дает перспективу для экспериментов не меньше, чем кельтская арфа.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно