В РОССИЙСКОЙ глубинке продолжается передел собственности. Мы решили проанализировать, что изменилось в этом процессе за прошлый год.
Лесная война
ПОСЛЕДНИМ из неподеленных природных богатств в России остался лес. В 2002 г. олигархи повели атаку на лесную отрасль. Там царствовали отраслевые корпорации "Илим Палп Энтерпрайз" и "Континенталь инвест". Интерес к ним проявили "Базовый элемент" (компания, связанная с Дерипаской) и "Промстройбанк Санкт-Петербург" (Коган).
Атака велась стандартно. В суд подали заявление, что при приватизации Братского и Котласского комбинатов допущены нарушения. Весной прошлого года их вернули государству, и Дерипаска их купил. "Очевидно, олигарх знал, на что надавить, - комментирует Яков Паппэ, эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - В нашей стране судебный процесс может длиться вечно. Откуда такая оперативность, такая готовность, не дожидаясь апелляции, продать комбинат?"
Результат - новых собственников на завод не пускают. Идет судебная война. Тем временем структуры Дерипаски приобрели пяток небольших лесоперерабатывающих предприятий в Иркутске и Красноярске.
В пищевой промышленности активно действуют два холдинга: группа "Планета Менеджмент" (близкая к Абрамовичу) и "Агрос" (часть группы Потанина). "Планета", по словам экспертов, скупает "все подряд". В Петербурге в прошлом году были приобретены контрольные пакеты двух никак не связанных компаний "Петмол" (молоко) и "Дарья" (пельмени). "Видимо, "Планета" располагает большими деньгами", - говорит Оксана Чернышева, руководитель Агентства конфликтных ситуаций.
В пищевке особых скандалов нет: они живенько спорную собственность продают (благо стоят пищевые комбинаты, по нефтяным меркам, недорого). Последняя история - "Агрос" приобрел Таганский мясокомбинат. Возникли мелкие юридические проблемы, и "Агрос" от него тут же избавился.
Третий гигант в пищевке - "Гута-банк". Он собрал контрольные пакеты трех ведущих московских фабрик - "Рот Фронт", "Красный Октябрь" и "Бабаевский". На "Октябре" дело дошло до драки. С "Бабаевским" конфликт длится уже два года. В свое время предприятие принадлежало "покойному" Инкомбанку. Потом контрольный пакет выкупил гендиректор. "Гута" придрался к процедуре выкупа и обратился в суд. Пакет вернулся комитету кредиторов, и в январе этого года "Гута" его наконец купил.
Кроме того, крупные компании добирают в регионах по мелочи то, что им недостает. Например, Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) заинтересовалась Брянским машиностроительным заводом (маневровые тепловозы и вагоны). Сейчас на нем идет процедура банкротства.
Каха Бендукидзе - владелец компании "Объединенные машиностроительные заводы" ("Уралмаш") - с 2000 года ведет "войну" за Волгоградский завод буровых установок. Однако акционеры завода не сдаются.
Власть и бизнес
"ОЛИГАРХИ сильны только в столице", - считает Олег Дьяченко, гендиректор "Корпорации технологий и инвестиций К" ("КОРТИК"). Эта фирма специализируется на переделе: выполняет заказы. Для Когана (Промстройбанк) Дьяченко покупал банк "Санкт-Петербург", для ICN Pharmaceuticals - акции питерского фармпредприятия "Октябрь". Бумаги Архангельского, Мурманского и Санкт-Петербургского торговых портов прошли через его руки не один раз.
Когда Дьяченко спрашиваешь, изменились ли технологии передела за последние 10 лет, он отвечает: "10 лет назад можно было, скупив долги, прийти на предприятие и сказать менеджменту: до свидания, теперь вашим заводом будем управлять мы. Теперь, к счастью, такого беспредела нет, а в остальном - технологии те же: банкротство и скупка акций у мелких акционеров".
Региональные лидеры и близкие к ним элиты подбирают бизнес под себя, продолжает он. Власти контролируют бизнес в Курске, Владимире, Башкирии, Татарстане, Кемерове, на Дальнем Востоке, в Якутии. Магаданского губернатора убили из-за того, что попытался изменить расстановку сил в золотодобывающей промышленности.
Не секрет, что сфера интересов, например, губернатора Самарской области Титова - телекоммуникации, а в Петербурге есть сеть магазинов "Пятерочка", ОАО "Морпорт СПб" и "БАЛТОНЭКСИМ Банк", близкие к людям, имеющим отношение к губернатору Яковлеву. Уже упоминавшаяся Уральская горно-металлургическая компания контактирует с екатеринбургским губернатором Росселем.
Бизнес и властные элиты поддерживают друг друга. И какой бы ты ни был московский олигарх, из Татарстана тебя выкинут в один день, если придешь без разрешения местного руководителя.
Поэтому олигархи начали укреплять свои позиции в региональных властях. "Хрестоматийный пример Абрамовича, - говорит Оксана Чернышева (Агентство конфликтных ситуаций). - В Коми первым заместителем главы республики недавно назначили Николая Левицкого - президента компании "Еврохим", входящей в группу МДМ. Она намерена побороться за "Воркутауголь" и "Ипатуголь".
Грядущие бои
ЭКСПЕРТЫ говорят, что крупных войн в России не будет, по крайней мере, до выборов президента. Большинство олигархов уже успокоились. Когда ты заработал миллиарды, лезть в скандалы особенно не хочется.
Как считает Наталья Зубаревич (кандидат географических наук, МГУ), в первую очередь передел можно ожидать в экономически развитых, но прежде закрытых республиках: Татарстане и Башкирии.
На очереди регионы, через которые идет экспорт: Приморский край, где некоторые ведущие порты уже контролируют "Северсталь" и МДМ, Ленинградская область, в которой первым зацепился "Сургутнефтегаз", и Калининградская область, а в более отдаленной перспективе и Кубань. Ее уже начинают осваивать быстро растущие компании сотовой связи, пищевой и гостиничный бизнес. Но местный бизнес и губернатор Ткачев пока контролируют ситуацию.
В ближайшем будущем доделят лесную отрасль в Архангельской области и Карелии. И окончательно завершат "нефтяные" цепочки. Остались только бензозаправки. Недавно правительство приняло новый порядок уплаты акциза на бензин: теперь его надо платить на АЗС. Это резко ухудшит позиции мелких предпринимателей, и они уйдут с рынка.
А вот к агросектору олигархи интерес постепенно теряют: надежды на большие прибыли не оправдались. Группа "Альфа" начинает распродавать пищевые активы, сохранила лишь несколько "сахарных заводиков".
Осталось в России два больших нетронутых куска: киностудии "Ленфильм" и "Мосфильм" и "АвтоВАЗ". Последний, возможно, будет переделен в пользу Дерипаски и Абрамовича, если не найдут солидного западного инвестора. Но это в перспективе. А сейчас идет война за региональную энергетику. Энергомощности на востоке скупает группа МДМ, на Урале - компания "СУАЛ" (входящая в "Альфа-групп"). Регионы с энергоемкой промышленнностью пытаются прибрать к рукам "Сибал" и "Сибнефть". О войне за российскую энергетику мы расскажем в одном из ближайших номеров "АиФ".
В действиях олигархов появилась логика. В середине 90-х они хватали все подряд. Теперь стараются распланировать: собрать цепочку "сырье - переработка - сбыт" или вложить деньги во что-нибудь новое (например, в мобильную связь).