- МЫ МОЖЕМ производить достаточно продовольствия даже с теми средствами, что у нас есть - техника, люди, земельные ресурсы. В сто крат можем производить больше продукции, - говорит Александр ЕГОРОВ, директор совхоза "Сумино", председатель Ленинградского областного отделения Аграрной партии России.
Сеять - невыгодно?
СЕГОДНЯ самая главная удавка для сельского хозяйства - это ценовые "ножницы", искусственно созданная ситуация, которая не соответствует нашему уровню производства. Соотношение цен на продовольствие и энергоносители дикое! Наша продукция - нормальная, которую люди любят и едят с удовольствием, - реально стоит раз в пять дороже, чем мы ее вынуждены продавать. Во всем мире молоко стоит в 3-4 раза дороже бензина. А у нас - с точностью до наоборот! Цена за литр горючего везде такая же, как за килограмм зерна, а у нас солярка стоит в 10 раз дороже!
Сегодня сельским хозяйством заниматься невыгодно: сеять невыгодно, птицу выращивать - тоже. Животноводство убыточно - многие хозяйства из года в год режут коров, потому что содержать большое стадо невыгодно. А ведь животноводство - это основа любого сельского хозяйства. Коровы - это молоко, мясо, это органика - навоз вносится в севооборот во время перепашки. Баран шерсть и мясо дает. И так далее. Если только одним зерном заниматься, то можно за 3-4 года минеральными удобрениями поля засолить.
Я недавно прочитал, что Сергей Есенин, наш народный поэт, ехал как-то с Айседорой Дункан из Москвы в Литвиново и увидел стадо коров. "Коровы, - говорит. - Вот попробуй представить Россию без коровы. Не получится! Нельзя. Деревня без коровы - пустая. А без деревни - нет России". Так-то!
У нас в Ленинградской области десять лет назад было 200-300 тысяч коров, сейчас 80-90 тысяч. Почти две трети поголовья уничтожили. Мы-то в "Сумино" старались не резать почем зря коров, а наоборот. Стараемся и людей удержать. Было 350 работающих, сейчас 400. Сами перерабатываем, сами продаем. Сложно очень, тяжело, но крутимся.
Сами не едят, а нам посылают
ГЛАВНАЯ проблема, конечно, со сбытом. У нас рядом пятимиллионный город, вроде большой рынок сбыта. Но нам сложно донести свою продукцию до людей. Почему? Потому что нас давят дешевые заграничные продукты, которые наши продажные чиновники по бросовым ценам закупают, везут в этот город. Порт-то рядом. Вот сейчас очень много в Петроград навезли сухого молока, по разным слухам, от 50 до 100 тысяч тонн. То есть, если разводить водой один к десяти, - от полумиллиона до миллиона тонн получится "молока" так называемого. Но это ведь не молоко, а молочный напиток. Только сегодня ГОСТов нет, чтобы определить, что это в пакете - натуральное молоко коровы или разведенное сухое восстановленное. И никто, естественно, на упаковке этого не напишет. Ну и как тут нашему молоку конкурировать, когда оно - натуральное, вкусное, чистое - стоит реально в 3-4 раза дороже?!
Какой только гадости не везут, которая гробит людей. Накапливаются в печени все эти консерванты, все эти ингредиенты трансгенных технологий, модифицированные продукты - их же полно на Западе. Они сами не едят, а нам все отсылают. Мы для них - как Африка раньше была, третья страна, в которую можно все сбагрить с выгодой для себя. Не захоронить эти "ножки Буша" где-то в пустыне Аризона или в штате Айова, а прислать к нам, да еще и деньги на этом заработать. Выгодно, конечно! В Америке эти окорочка вообще не едят! Америка ест грудку, шейку и крылышки. А ножки отделяются и, теоретически, по их законам должны уничтожаться. Единственно, собачий корм разрешают из них делать, да и то там малая доля получается. Они должны их утилизировать, а они нашли канал сбыта - Россию. Я думаю, если год поешь эти дешевые окорочка, то просто помрешь от избытка холестерина.
Картошку везут голландскую - трансгенную, модифицированную. У себя скармливают ее свиньям, и то в ограниченных количествах, не больше 10% рациона, а у нас продают на каждом углу и нигде не обозначают, что она трансгенная.
Завозится невесть откуда мясо замороженное. По документам-то оно из Голландии, Дании, Аргентины. Но я не удивлюсь, если выяснится, что оно пришло на самом деле из Англии, где в 1997-м из-за коровьего бешенства забили все поголовье - пять миллионов коров. "Отмыли" это мясо где-то в Голландии или Дании, выдержали несколько лет, а потом в Россию прислали. И продают по бросовым ценам. Себестоимость говядины во всем мире - минимум 2-2,5 доллара. А у нас в порту 20-килограммовый брикет замороженного бескостного мяса стоит 20 долларов. С чего бы это такая дешевизна? Не поверю, что от доброты западной. Думаю, это мясо или то самое, "бешеное", или просто подпорченное - к утилизации предназначенное. Глубокая заморозка и так качества мяса не улучшает. А если оно хоть раз чуть-чуть оттает, то все - мясо непригодно, сколько ты его вновь ни замораживай. Только в утиль. Вот они, как те же "ножки Буша", нам это мясо и сбагривают. А наши люди это мясо едят и умирают. Отчего - вроде никто и не знает.
Зато нас, производителей отличной говядины, которая полностью чистая, на рынки города стараются не допускать. Мы вынуждены продавать мясо по "смешным" ценам или на собачье питание, потому что не можем сдать его по реальной цене на наши комбинаты - они все затарились привозной мороженой брикетированной говядиной без костей. О какой конкуренции речь, если оптовая цена замороженной бескостной говядины пусть и непонятно какого происхождения и качества - 30 рублей за килограмм, а себестоимость нашего мяса - хорошего, нормального, охлажденного, но без заморозки - не меньше 55-60 рублей?! Нормальный человек должен именно такое мясо есть, но нормальный человек и экономить хочет. Видит дешевое мясо - и покупает. Не каждый сумеет отличить только что размороженное от свежего.
Поможем селу - выживет страна
Я СЧИТАЮ, мы, наш аграрный сектор, способны своими продуктами накормить народ, еще и деньги стране принести. Сельское хозяйство может стать отраслью рентабельной, в которую люди смогут деньги вкладывать. Это вполне возможно, если нормально работать и если у нас будет государственная поддержка. А для этого нужна новая аграрная политика, как заявил недавно председатель АПР Михаил Лапшин.
Первое, что надо, - на государственном уровне поставить заслон импортным продуктам сомнительного качества по демпинговым ценам. То, что мы не производим, - везите, пожалуйста. Если бананы у нас не растут - зачем я буду их выращивать? Ананасы - везите. Киви - ради Бога! Апельсины. Но не надо везти сюда по дешевке то, что мы сами выращиваем!
Смогут ли люди осилить наши цены? Думаю, смогут. Покупательная способность населения потихоньку, но растет. Кроме того, это вопросы не только наши, крестьянские, но это вопросы государства. Оно должно платить такую пенсию, чтобы человек мог покупать нормальные продукты и по-человечески существовать. И это сегодня вполне возможно.
Второе. Во всем мире дотации сельскому хозяйству достигают 120%: на доллар произведенной продукции выделяется 1,2 доллара субсидий. Мы же в Ленинградской области за 2002 год произвели продукции на 23 млрд. рублей, а субсидий получили, дай бог, 2%: 220 млн. из области и 240 млн. из федерального бюджета. Разве ж это субсидии?
Многие никак не могут понять, что сельское хозяйство - это страшно тяжелый труд: с навозом возиться не каждый согласен. Поэтому-то во всем мире к крестьянам относятся очень бережно: ты нужен, и продукты твои нужны. И во всем мире идет перераспределение: табак дает высокий процент дохода, парфюмерия - высокий, металл, промышленность, нефть. За счет средств от их налогов и поддерживают сельское хозяйство.
Правильно считают в Аграрной партии России: создайте крестьянам нормальные условия, и мы будем нормально жить и кормить свою страну, да еще и Европу засыплем качественной недорогой продукцией, которая вытеснит их плохую.
Нужны условия, при которых выгодно будет сеять хлеб, разводить птицу, увеличивать поголовье скота. И тогда сохранится деревня. Сохранится Россия.