Примерное время чтения: 8 минут
106

Кто умерит аппетиты монополий и разгул рекламы?

ТАРИФЫ на электроэнергию, цены на бензин, плата за телефонные разговоры, расценки на железнодорожные билеты растут круглый год. Но особенно бурно это происходит в начале лета. Как обуздать аппетиты монополий и защитить кошельки россиян - беседа главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА с министром по антимонопольной политике Ильей ЮЖАНОВЫМ.

Сговор - тоже преступление

- "АиФ" НЕОДНОКРАТНО писал, что цены, например на бензин, поднимаются на удивление синхронно, что вызывает подозрения - не сговор ли?

- Не всякое повышение цен есть проявление монополизма, сговора или картеля. Например, совершенно понятно, что если вдруг резко повышается температура воздуха, то возникает ажиотажный спрос на воду и мороженое. Так же логичен рост цен на лыжи в октябре - декабре.

Что касается бензина, то рост цен в целом по России был вызван не столько монополистической деятельностью нефтяников, сколько изменениями порядка уплаты акцизов на ГСМ. О чем, кстати, антимонопольные органы предупреждали.

В отношении раскрытия сговоров был интересный случай. Во время оперативных мероприятий отдела по борьбе с организованной преступностью в ресторане была задержана группа людей, которые подозревались в уголовных преступлениях. Во время допросов они дружно показали, что никакие не бандиты, а просто сидели и обсуждали, как им с понедельника цены на бензин повышать. Хорошо, что работники милиции догадались передать нам эти материалы, и тут же было возбуждено дело по сговору. Хотя, как правило, без прямых улик доказать сговор крайне сложно.

Например, нам с большим трудом удалось доказать ценовой сговор и вернуть в бюджет незаконно полученные доходы во время бензинового кризиса в С.-Петербурге в 2000 году. Любопытно, что МАП выиграло это дело в российских судах во всех инстанциях, но обиженные владельцы бензоколонок подали иск в Европейский суд. Теперь будем судиться в Страсбурге.

- Выходит, вам для качественного сбора доказательств нужна какая-то оперативная служба.

- Мы не силовое ведомство, работаем только во взаимодействии с МВД. Хотя очень часто от них слышим: "У нас тут 20 нераскрытых убийств, 50 изнасилований, угон машины у депутата, люди работают в три смены, а вы лезете с какими-то своими мифическими картелями". Но ущерб от угона машины - тысячи долларов, а от картеля убытки могут достигать десятков и даже сотен миллионов. Не зря же штрафы за картельные сговоры, которые накладываются в Европе и Штатах, порой достигают почти миллиарда долларов.

- Чрезмерная монополизация дорого обходится и России. В послании Федеральному собранию В. Путин говорил о слабости малого и среднего бизнеса, о консервации отсталой экономики... И одна из причин, по мнению специалистов, в главенствующем положении 3-4 десятков олигархических групп. Им-то резкий рост экономики, о котором говорил президент, не нужен, у них и так уже все есть. Что вы об этом думаете, Илья Артурович?

- Во-первых, рост экономики нужен всем. И олигарху, и индивидуальному предпринимателю, и домохозяйке.

Во-вторых, усиление доминирования, приводящее к ограничению конкуренции, монополизация экономики - серьезные препятствия экономическому росту. Именно поэтому они запрещены российским конкурентным законодательством.

В-третьих, малый и средний бизнес - основа рыночной экономики. И все развитые государства законодательно, административно и экономически его поддерживают. В России такая господдержка сегодня явно отстает от нужд нашего малого бизнеса - это правда.

- В последнее время много говорят о реформе РАО ЕЭС, ЖКХ и т. д. Простой человек чего боится? Что все эти затраты на модернизацию лягут на его плечи. Ему объясняют, что техника устаревает. Но и на старом оборудовании цены растут... И потом, где гарантия, что возникшая после ликвидации монополии конкуренция снизит цены?

- Конкуренция обязательно приведет к снижению цен. Мы это видим повседневно. Например, мобильная связь. Изначально был высокий тариф, необходимый для многомиллионных инвестиций. А потом, когда эти инвестиции начали работать, пошла отдача, заработала конкуренция, тарифы резко, в несколько раз, упали.

- Найдется ли такой человек - Чубайс, Миллер или Фадеев, - который скажет, что готов положить голову на рельсы, но после реформирования цены снизятся?

- Ограничение роста тарифов, а в перспективе и их снижение - одна из основных целей реформ. И такие примеры есть: в Германии после либерализации энергетического рынка тарифы снизились примерно на 30%. Главное в чем? У меня стоит счетчик, я получаю электроэнергию и даже не задумываюсь - от кого? В перспективе любой человек должен иметь возможность заключить контракт на покупку электроэнергии не с одним-единственным монополистом, а иметь выбор из нескольких независимых поставщиков.

Реклама - хитрая дама

- К ВОПРОСУ о двигателе торговли - рекламе. Как пишут наши читатели, она их "просто задолбала". Скажите, а для вас реклама, особенно алкоголя, - тоже головная боль?

- Да. Все, что крепче сухих вин, по закону можно рекламировать только на самом заводе, либо в магазине, либо в ресторане. Тем не менее такая реклама существует повсеместно: на улицах, в журналах и других средствах массовой информации, порой даже на телевидении. Причем рекламируются известные марки, бренды. Есть такая точка зрения: производители, мол, приучают к качественным напиткам. Хотя понятно, что 90% людей не в состоянии купить рекламируемый дорогой коньяк. У меня есть такой коньяк, подаренный на день рождения, он стоит для каких-то случаев. Но в трезвом уме и доброй памяти, наверное, средний человек не сделает такую дорогую покупку. Тем не менее реклама идет. Здесь есть два выхода: либо ужесточить санкции за нарушение, так как нынешние штрафы смехотворны, и установить их в размере до 10% от оборота компании, как это принято на Западе, либо изменить законодательство, сделав его более либеральным.

К тому же есть вопросы и по содержанию рекламы, например пива. В одной из них юноша крюком цепляется за борт едущей машины, сам на роликах... Мы, конечно, сразу возбуждаем дело и запрещаем ее, потому что эта реклама опасна для людей.

Часто рекламораспространители нарушают установленные законом нормативы по частоте, продолжительности, громкости рекламы. Меня как телезрителя, например, также раздражает, когда на самом интересном месте фильм прерывается рекламой. Но это отнюдь не значит, что рекламу на телевидении следует запретить или сильно ограничить. Ибо тогда встает вопрос: сможет ли телевидение технически развиваться и сможет ли оно закупать хорошие фильмы или права на спортивные трансляции? Может быть, этот период надо пережить. А потом мы придем к тому, что существует в развитых странах. Да, реклама там есть, но она не в таких больших объемах, как у нас, и сгруппирована по блокам.

Чем слово отзовется. В рублях

- ЧТО собираетесь регулировать в ближайшее время?

- Например, абонентную плату за телефон и междугородные переговоры, а также телеграф и некоторые почтовые услуги (письма, бандероли, открытки). Исторически так сложилось, что у нас явно завышены тарифы на междугородные переговоры, будем стремиться к их снижению и унификации. Так, сейчас позвонить из Екатеринбурга в Пермь стоит 3,30, а из Перми в Екатеринбург - 4,50. Объяснить это ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения здравого смысла невозможно. Будем приводить тарифы к единому знаменателю. Впервые в России тарифы на услуги естественной монополии будут реально снижены!

- Попытка ввести повременную плату за телефоны - ваших рук дело?

- Роль МАПа здесь - только разработка методики установления повременной оплаты. Мы ее давно утвердили, причем таким образом, чтобы человек, который разговаривает по телефону среднее количество времени, платил столько же, сколько до перехода на "повременку". Тот, кто будет говорить больше среднего, будет платить больше. А тот, кто будет пользоваться телефоном меньше среднего, будет в выигрыше и платить станет меньше, чем была абонентная плата.

Главное, что должны четко понимать читатели: решение о переходе на "повременку" принимают телефонные компании по согласованию с местными органами власти. Но никак не МАП. Кстати, хочу напомнить, что принципиальное решение о переходе в СССР на повременную оплату телефонных разговоров было принято ЦК КПСС еще в 80-е годы!


Кстати

  • Россия входит в пятерку стран, жители которых чаще всего смотрят рекламу. Среднестатистический россиянин ежедневно просматривает 74 рекламных ролика (в Швеции, например, 21 ролик).

  • Всего в 2002 году антимонопольные органы рассмотрели 11 500 фактов несоответствия законодательству Российской Федерации о рекламе. Больше всего нарушений в пропаганде алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств, финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Объем штрафов составил 6,5 млн. руб.

  • Согласно исследованию, количество россиян, негативно воспринимающих рекламу на телевидении, составляет 65%, на радио - 49%, в прессе - 27%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно