СЛУЖБА криминальной милиции, "рабочая лошадка" Министерства внутренних дел, постоянно находится в самой гуще событий, происходящих в стране. Экономические преступления, борьба с организованной преступностью, уголовный розыск, пресечение терроризма и экстремизма - все это в ведении СКМ. О том, какая криминальная ситуация складывается в России и как она будет меняться в ближайшее время, наша беседа с первым заместителем министра внутренних дел - начальником Службы криминальной милиции МВД РФ генерал-полковником Рашидом НУРГАЛИЕВЫМ.
Из досье "АиФ"
НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович, генерал-полковник, кандидат экономических наук. Родился в 1956 году в семье сотрудников органов внутренних дел. В 1979 году окончил Петрозаводский государственный университет. С 1981 года служил в КГБ Карельской АССР. С 1995 года работал в центральном аппарате Федеральной службы контрразведки, а затем Федеральной службы безопасности России, среди занимаемых должностей - начальник отдела управления собственной безопасности, глава управления по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, заместитель директора - начальник инспекторского управления ФСБ России. С 2002 года - первый заместитель министра внутренних дел РФ. Женат, двое детей.
- НЕДАВНО в Москве расстреляли Константина Яковлева, известного в криминальных кругах как Костя Могила. Одна из версий убийства - месть со стороны "тамбовской" преступной группировки. Все эти "тамбовские", "рязанские", "казанские" и прочие ОПГ известны с середины 90-х годов прошлого столетия. Неужели они такие неуязвимые и неуловимые, что до сих пор творят криминальный беспредел?
- На самом деле работа по всем этим преступным группировкам ведется, и немалая, на нее брошены лучшие силы Службы криминальной милиции. Например, в 2001 году было возбуждено уголовное дело по лидерам и участникам достаточно известной группировки из Татарстана "29-й комплекс". Уже задержаны два ее лидера и около 40 активных участников, на счету которых убийства 29 человек, похищения, участие в экономических аферах.
Несколько лет назад в результате работы правоохранительных органов прекратила существование известная группировка рязанских "слонов" (ею руководил бандит по кличке Слон). А недавно в Петербурге была разгромлена банда Наумова по кличке Кашалот, который сколотил группу из бывших рязанских "слонов", скрывшихся от правосудия и не попавших за решетку. Думаю, что подобные судебные процессы в скором времени перестанут быть сенсацией.
- Рашид Гумарович, криминальные войны в России - вчерашний день. Сегодня организованная преступность действует совсем другими методами, используя в своих интересах представителей власти...
- Организованная преступность сегодня - сложная, четко структурированная система, с высоким уровнем криминального профессионализма, наличием связей во власти. К примеру, в ходе расследований по "29-му комплексу" были выявлены некоторые региональные должностные лица, которые помогали бандитам совершать аферы в области экономики.
В этом году состоятся выборы, и хочу сказать, что криминал будет делать серьезную попытку вхождения во власть, начиная от муниципальных образований и заканчивая законодательным органом страны. Чтобы упредить подобные процессы, по указанию министра внутренних дел Бориса Грызлова в СКМ было создано Управление оперативно-розыскной информации, которое уже имеет серьезный аналитический материал о расстановке криминальных сил в регионах.
"Маски-шоу" уходят
- ОДИН из сегодняшних методов расправы у бандитов - банкротство предприятий конкурентов. Почему в это часто втянуты правоохранительные органы, устраивающие так называемые "маски-шоу"?
- Правоохранительные органы - это ведь не только органы внутренних дел, но и другие структуры, в том числе суды. И через них тоже решаются многие вопросы. Что касается "масок-шоу", то в соответствии с указанием Бориса Грызлова органам внутренних дел категорически запрещено вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов. Но непосредственно борьба с криминальным банкротством определена одним из приоритетных направлений деятельности МВД. По статистике, количество таких преступлений растет - в прошлом году зарегистрировано 334 случая, а в первом квартале этого года - уже 134. Размер причиненного ущерба превысил 4 млрд. рублей.
- Кстати, об ущербе. На Дальнем Востоке сейчас идет активная кампания против криминализации рыбной отрасли. Размеры ущерба оцениваются в 1,5 млрд. долларов в год. А какие еще отрасли российской экономики работают на карман бандитов?
- Криминал пытается взять под контроль банки, используя их напрямую или "втемную" для отмывания преступных доходов и проведения финансовых афер. Недавно, например, сотрудники Службы криминальной милиции предотвратили хищение более 630 млн. рублей бюджетных средств при ложном экспорте 12 млн. конденсаторов. Бандиты действовали следующим образом: через фирмы-однодневки заключили с заводом-изготовителем фиктивные договоры о купле-продаже товара, составили фиктивный договор о поставке 12 млн. конденсаторов некой английской фирме (как потом выяснилось, нигде не зарегистрированной), в одном московском банке, достаточно известном, открыли фиктивные счета всех участников сделки, а потом со всеми документами обратились в Министерство по налогам и сборам с заявлением о возмещении НДС на сумму 629,3 млн. рублей. Как выяснилось, в стране за последние 3 года было произведено всего чуть более 40 тысяч конденсаторов. А преступники планировали через такую вот схему незаконно завладеть 2,8 млрд. рублей бюджетных средств.
Интересуют криминал и потребительский рынок, незаконный оборот алкоголя, нелегальный автобизнес, игорный бизнес. Вызывает беспокойство криминализация топливно-энергетического комплекса, металлургии, лесной промышленности (особенно в приграничных с Китаем российских регионах). Но у нас уже есть определенный опыт по выводу предприятий, хозяйств из-под криминального контроля.
Кошелек боевика
- БОРЬБА с терроризмом и экстремизмом - это тоже заботы вашего подразделения. Говорят, что для совершения последних громких терактов в Чечне из-за границы было направлено более миллиона долларов. Возможно ли перекрыть подобные каналы финансирования боевиков?
- Еще несколько лет назад мы уповали на то, что боевики в стране финансируются из-за границы. Этот факт имел место, но после некоторого анализа стало ясно, что кроме этого значительная часть денег, поступающих к террористам, - это фальшивки, изготовленные в России. В 2002 году МВД совместно с ФСБ и другими службами обнаружили и изъяли 80,1 тысячи фальшивых дензнаков, среди которых 79,4 тысячи - банкноты США на общую сумму 7,9 млн. долларов. Уже доказано, что большая часть этих фальшивок предназначалась для финансирования боевиков. Кроме того, криминальные структуры тоже работают на кошелек боевиков. Например, в день преступные группировки снимают дань с потребительских рынков страны в размере 120-150 тысяч долларов. Часть идет на финансирование бандформирований. В поле зрения милиции попал и челночный бизнес. Схема такова: эмиссары боевиков предлагали челнокам оставить деньги в России, а за границей на ту же сумму получить по определенному адресу весь необходимый товар. Как известно, на территории ряда государств живут многочисленные соотечественники боевиков, которые им активно помогают. Топливно-энергетический комплекс тоже подпитывает бандитов на Кавказе, особенно незаконная добыча и переработка нефтепродуктов и их последующая реализация. Наркотрафик - также немалый источник преступных доходов для бандитов в Чечне. Здесь мы активно сотрудничаем с МВД Узбекистана, Таджикистана, других государств СНГ. Но одно Министерство внутренних дел все эти насущные проблемы не решит. Необходимо взаимодействие с ФСБ, налоговыми органами, другими структурами. Работа ведется. Результаты ее не такие мгновенные, как хотелось бы, но они, поверьте, есть, и неплохие.