В СТОЛИЧНОМ Новом Манеже 9 июля открылся 8-й форум художественных инициатив. Работы для него отбирали по всей стране в течение года. В итоге из 100 предложений оставили 44 проекта - из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Поволжья, Ноябрьска и т. д.
Художники- диверсанты
СОВРЕМЕННЫЕ художники мыслят небанально. А творят еще небанальнее. Ну, с фотографиями все понятно - они давно отвоевали себе достойное место в современном искусстве. И фотосессии, представленные на форуме, - пожалуй, лучшее, что там вообще есть. Аэрофотосъемки О. и А. Флоренских "Русский трофей", к примеру: взорванные рельсы, тень летящего над полем самолета бежит за ним по земле, тайная гавань с укрытыми в ней военными кораблями. И только разглядывая фотографии во второй или третий раз, понимаешь, что это все - искусная подделка: съемки были сделаны в обычной песочнице с игрушечными машинками, поездами, самолетиками.
Присутствие на форуме картин тоже легко объяснимо - какое же искусство без живописи? Только картины на форуме - те еще экземпляры: вот Владимир Ильич, вальяжно развалясь в кресле, почитывает газетку, а вокруг - безумие гибнущей Помпеи. Или Демон Врубеля - сидит, отдыхает, а за его спиной - "Аврора" стреляет и Кремль в огнях салюта. Но и с этим, как и с фотографиями, тоже можно разобраться - классикам наш пламенный привет, игра с текстом, контекстом, подтекстом и прочими смыслами. Кто понял - молодец, не понял - дальше пошли.
А вот дальше... С потолка свешиваются рулоны туалетной бумаги на фоне увеличенной в тысячи раз аэрофотосъемки (на сей раз подлинной). У стены - телевизор, по которому транслируется видеопроект екатеринбургской группы "Куда бегут собаки": четыре здоровых мужика в течение двадцати минут методично косят... снежную целину. Зрелище завораживает. А в углу писает в большую железную кружку с надписью "Березовый сок" деревянный Буратино в вязаном колпачке. К Буратино выстроилась очередь - желающие приобщиться к прекрасному приникают к журчащей струйке. А приятели или приятельницы их в это время фотографируют: мол, на выставке побывали, жажду прекрасного утолили.
Тема 8 форуму была задана сладкая - "Разведка искусством". Художник - он же как разведчик: на чужую территорию (то есть в нормальную жизнь) внедрился, сведения собрал, диверсию устроил, рутинную жизнь взорвал...
Все стили равны
НО не получится ли так, что этими взрывами в конце концов убьют искусство вообще? Раскрашенные писсуары, умело сколлажированные картинки из старых журналов, скульптуры из проволоки и пуговиц заслонят полотна Рембрандта, пейзажи Левитана, творения Микеланджело.
- Такая постановка вопроса - может ли авангард убить серьезное искусство - возможна только в России, - считает галерист Марат Гельман. - Авангард, модернизм как стремление разрушить старое и открыть вместо этого нечто новое умер не только в России, но и во всем мире довольно давно. Сегодня не существует противопоставления классического и авангардного искусства. Все востребовано. За картины молодого автора, у которого проходит первая выставка, могут заплатить до 2 тыс. долларов. Работы известных художников (К. Звездочетова, А. Виноградова, В. Дубоссарского) оцениваются в суммы от 7 до 30 тыс. долларов. А большие инсталляции Ильи Кабакова, к примеру, стоят по 800 тыс. долларов, и их приобретают крупнейшие музеи мира.
На самом деле нужно сломать лишь несколько стереотипов, которые в нас вбиты, чтобы научиться понимать язык современных художников. К примеру, существует четкое представление о том, что искусство живет лишь в трех формах: скульптура, живопись, графика. На самом деле оно существует во всех формах, и зрителю надо уметь самому рисовать воображаемую рамку, отделяющую художественное произведение от остального пространства.
Только что автопортрет Рембрандта был продан на аукционе за 10 млн. долларов. Продадут ли за такие деньги через 300 лет раскрашенный унитаз XX века - вопрос. Хотя вкусы меняются...
Анекдот в тему
Новый русский в музее сел на кресло. Экскурсовод ему говорит:
- Что вы делаете?! Это же кресло самой Екатерины!!!
- Я че, плохо воспитан, что ли? Она придет, я встану.
Смотрите также: