В СОВЕТСКИЕ времена рынок был уделом богатеев. Здесь можно было приобрести все самое свежее, свое, родное, с грядки. Но это стоило денег. Цены иногда в разы превышали магазинные. Теперь все наоборот. Магазины многим гражданам не по карману, а рынки - вот они, без наценки. Недаром проходящие в стране реформы называются рыночными. Редакция отправила своего корреспондента посмотреть, чем здесь торгуют, сколько просят, из какой страны товар, ну и вообще, поближе ознакомиться с "рыночной" экономикой.
ТОРГОВЛЯ на рынке шла вяло. Народу было немного. Может быть, все потому, что середина рабочей недели? На вопрос "Откуда товар?" смуглые продавцы вбрасывали разные версии. Для меня черешня приехала из Азербайджана. Для женщины, подошедшей к прилавку через две минуты после меня, - из России. На вопрос, хозяин он или продавец, золотозубый кавказец после некоторой паузы отвечал: "Конечно, я хозяин. Сам привез, сам отвез, сам продал".
"Бабуля, или покупай, или иди, совсем меня замучила, слушай!" - говорит соседний продавец. Маленькая старушка в вязаной кофточке отходит в сторону, бурча себе под нос: "Какая я тебе бабка? Бабушки с внуками дома сидят. А я женщина. Ну на крайний случай дама!"
Овощной конвейер
НА САМОМ деле цепочка товарооборота довольно запутанная. И внешность продавца никакого отношения к родине его товара не имеет. Помидоры, которые мы покупаем как кубанские или молдавские, могут быть привезены, например, из Турции. "В Москве есть несколько оптовых баз. Народ там затоваривается. Сюда привозит и отдает на реализацию кавказцам и молдаванам", - признается продавец одного из прилавков после моих настойчивых расспросов.
Аренда торгового места в полтора метра шириной из трех-четырех полок на столичных рынках стоит порядка 700 рублей в день. Причем места у входа на рынок оцениваются еще подороже. Самым "хлебным" считается средний ряд, места по краям ценятся меньше и летом часто даже пустуют.
Товар, по словам продавцов, каждое утро проверяют на соответствие нормам качества. Правда, как за полчаса-час можно проверить несколько сотен наименований, неясно. Скорее всего, инспекция превращается в чистую формальность.
"Вы, москвичи, такие дураки, - говорит тетка, приехавшая продавать помидоры с Кубани. - Там, на входе, молдаване торгуют. Цены поставили пониже. Все к ним и идут. А они вас обвешивают. Вчера только налоговая приезжала. Что ни весы - недовес 100 грамм".
Вообще, по словам продавцов, люди чаще ориентируются на цену продукта, нежели на его качество или товарный вид. "Конечно, попадаются такие, которые говорят: мне самое дорогое. И берут не глядя. Но большинство клиентов на рынке все же торгуется", - делится опытом молодой парень, приглядывающий сразу за двумя прилавками. Хозяин соседнего ушел проветриться, поскольку в июле торговли почти нет.
Российское есть
"РОССИЙСКИХ продуктов вообще почти нет, - продолжает продавщица помидоров. - Только грибы да зелень. Ну еще чуть-чуть мяса. Все овощи и фрукты - привозные. Да че там говорить! Вот у нас под Новороссийском есть крупный консервный завод. Так недавно кто-то купил половину акций, и теперь работают только с турецкими томатами. Всех вас, молодых, скоро перетравят этой химией".
Хозяйство у моей собеседницы - 40 соток. Таких, как она (привозящих в Москву продукты со своего огорода), по ее словам, на рынке два-три человека.
Одна тетка на рынке - вообще легенда. У себя на родине она была главой района. Так, вместо того чтобы в кабинете сидеть, торговала на рынке. А кому нужно было печать поставить, приходили к ее прилавку. Она прямо там, не отходя от "рабочего места", все документы и заверяла. "Мы ее стыдили, критиковали. А она как будто не слышала. Зато сейчас очень раскрутилась. Вот, до столичного прилавка доросла".
Неужели все фрукты-овощи в России импортные?
За комментариями мы обратились в Минсельхоз России. Чиновники нас успокоили. Импорт Россию действительно "заедает", но это импорт мяса и молочных продуктов. Фрукты, овощи и прочая "зеленка" (кроме, конечно, бананов и цитрусовых) - это то, чем Россия может гордиться. По данным Госкомстата, мы импортируем 134,2 тысячи тонн картошки, а сами выращиваем более 34 миллионов. Яблок мы завозим 340 тыс. тонн, своих - втрое больше. Больше того, картошка и овощи, которые продаются на рынках и в магазинах, выращены не на совхозных полях, а нашими соотечественниками на своих сотках. Так что Россия может себя прокормить. Приятно послушать. Но я, признаюсь, люблю овощи с грядки. Однако не то что в Москве, а даже в благодатной Ростовской области на базаре из отечественных плодов можно отыскать разве что помидоры. И те - не дольше одного месяца в году. А, например, российский сладкий перец днем с огнем не найдешь. Почему? Перец - это не банан и в наших южных широтах прекрасно произрастает.
Люди на хуторах жалуются, что их задавили перекупщики. В Краснодарском крае спекулянты скупают в хозяйствах черешню по 1-1,5 рубля за килограмм. В Москве килограмм продается за 60 рублей. Крестьяне предпочитают сдавать продукцию на консервные заводы. Там и цены повыше, и проблем поменьше. Везти товар на рынок - сплошные убытки.
А турецкая черешня на рынках прекрасно продается. Почему же турки на убытки не жалуются?