ЛЕТО - разгар "рыночной" экономики. Все, у кого есть огород (а по данным опросов, это четверо из пяти россиян), могут заработать на том, что вырастили на своих участках. А для совхозов и фермеров это вообще самое горячее время. Способна ли Россия сама себя прокормить? Наш корреспондент прошелся по продуктовым рынкам.
Не по карману
- БАБУЛИ, куда же рынок-то подевался? - в недоумении оглядываюсь я.
- А вот построили вместо него хоромы, - жалуются бабушки. - Только там все дорого - не по нашей "петьке".
Я не спрашиваю, что такое "петька", и так понятно. В подмосковной Балашихе на месте, где когда-то "кипел" колхозный базар, стоит новый крытый комплекс из четырех павильонов. Цивилизация победила дикий рынок. Теперь продавщицы под одной крышей в одинаковых фартуках с именами на груди. Все ведут себя с достоинством - никто не кричит, покупателей не заманивает.
- И откуда у вас помидоры? - останавливаюсь у одного из прилавков.
- А вам откуда надо? - без промедления выдает продавщица Лариса.
- Мне - по правде.
- У меня голландские, - признается Лариса. - Подмосковных было мало, да и те закончились.
Разница в цене - 30 рэ в пользу иностранцев. Из 20 наименований фруктов и овощей на прилавке только три оказались отечественными: картошка и петрушка с укропом.
- А почему российского-то нет? Вроде все растет.
- Это вопрос не ко мне. Ты не смотри, что здесь десяток столов: хозяин у всех один. Товар всем с одной базы привозят. А я так думаю - это потому, что импортные продукты хранятся лучше. Ты посмотри, как они все привозят: целлофанчик, бумажечки, коробки красивые. Вон их баклажан неделю лежит - ему хоть бы что. Наш бы давно сморщился.
Почему иностранные продукты хранятся дольше, она предпочитает не задумываться. "Кто побогаче, все равно берет красивый товар. А пенсионеры и не спрашивают, откуда. Смотрят на цену. По вкусу лично я не отличаю", - подводит итог Лариса.
"Так говорить может только тот, кто сам не выращивает!" - в сердцах заявляет мне на другом рынке Галина. Для того чтобы отыскать настоящий базар, пришлось отъехать от столицы на несколько десятков километров. Тут все привычно: прилавки, каждый платит за место, никакой униформы и холодильных камер - привез, продал, уехал.
"Конечно, наши овощи лучше. У этих ни вкуса, ни запаха". Галина с сыном возят товар с Украины. Летом - помидоры, абрикосы, мед, семечки. Осенью - орехи и халву. "Только я вам вот что скажу: скоро никто сюда ничего возить не будет. Ну сам посуди, малыми партиями возить дорого. А за перевес на постах платить приходится. Например, с каждой тонны абрикосов - 10 тысяч рэ. И это только официально. А дальше - каждому встречному менту отстегни. А у меня товар течет, мне с ними препираться некогда. В последний приезд 400 кг выкинула".
По соседству торгует семья из Кубани. Маленькая брезентовая палатка, за ней - "Газель" с прицепом, под завязку набитая коробками. На прилавке - картонка, надпись шариковой ручкой: "Все из Краснодарского края". На другом углу висит табличка: "Сниму квартиру". Ездить за товаром приходится раз-два в месяц. Помидоры, перец, лук, капусту, морковь, яблоки и груши выращивают на своем участке. Весной получают справку в местном сельсовете на торговлю - и в Москву. Место на самом выходе с территории рынка обходится в 400 рублей в день. "Сейчас стало хуже, чем год-два назад. Конкуренция увеличилась, а бензин подорожал", - говорит глава семейства. "Здесь нас мало осталось - таких, кто свой товар возит. Весь рынок на оптовых складах скупается. Разве что вон тот из Азербайджана возит", - указывает женщина.
"Покупаем помидоры, лучший помидоры из Волгограда," - тем временем призывал тот самый азербайджанец.
Дайте Родину мою
ПО ДАННЫМ Министерства сельского хозяйства, доля импортных продуктов у нас не так уж велика. Например, заграничных яблок на рынке всего 340 тонн. Россия выращивает в три раза больше. Привозного картофеля у нас примерно 0,5% от того количества, что собираем со своих полей. Но если картошку с огорода в течение 2-3 летних месяцев еще можно найти, то отыскать отечественные яблоки, помидоры, клубнику не получается. Мы позвонили нашим региональным корреспондентам.
Жители Краснодара, житницы России, с гордостью заявляют, что почти все сезонные овощи на рынках - свои. Только апельсины, яблоки, виноград - из Турции. Но это ПОКА. А вот абрикосы и персики - УЖЕ привозные, хотя сезон только-только отошел.
В Ростове-на-Дону с овощами все в порядке. Появились яблоки нового урожая. Стоят они вдвое дешевле, чем турецкие. Но крупные рынки и магазины торговать почему-то предпочитают иностранными.
Воронеж летом кормит местный крупный тепличный комбинат. Если брать овощи прямо там, цена будет одна, перекупщики задирают стоимость в несколько раз. Зато осенью и зимой фрукты и овощи можно найти только в магазинах и только иностранные.
В Сибирь российский урожай никто не везет: далеко и дорого. Огурцы, помидоры, ягоды и картошку едят со своих огородов. В Новосибирске предостаточно овощей из Средней Азии и фруктов из Китая и Израиля.
Так способны ли мы прокормить себя сами? Несколько лет назад мэр Москвы Лужков подписывал договор с Кубанью о прямых поставках в столицу. Но масштабного сотрудничества не получилось. И по-прежнему на столичных рынках овощи и фрукты на 80% импортные. Видимо, с турецкими помидорами дело иметь приятнее, чем с российскими. Одно дело - работать с одним посредником, который поставляет продукты в лучшем виде, и совсем другое - собирать продукцию у многочисленных совхозов и частных хозяйств, вкладываться в ее хранение и перевозку. А ведь речь идет о миллионах долларов. И кто-то хорошо греет руки на "откатах" с этих миллионов, поддерживая импорт фруктов и овощей. А отечественные производители, готовые предложить продукт лучшего качества, по-прежнему бьются лбом о железную стену.