ВОШЕДШЕЕ в российский язык лет восемь назад латинское слово "олигархия" на самом деле отображает суть явления, существовавшего у нас всегда. Сращивание бизнеса и власти было и при царях, и при генсеках.
РОЛЬ олигархов в СССР, к примеру, исполняли отраслевые министры, в большинстве своем - члены ЦК КПСС. Их политический вес и экономическое влияние, возможность распоряжаться миллиардными денежными потоками были намного "круче" возможностей М. Ходорковского, О. Дерипаски или Р. Абрамовича. Зарвавшихся партийных министров ЦК и "приструнивал". Нынешние олигархи тоже не прочь вовлечь госорганы в свои "разборки" друг с другом.
Но и в условиях "управляемой демократии" "олигархический институт" востребован властью. Это мощнейший рычаг управления страной. Особенно такой огромной, как Россия.
Чего лукавить - почти все губернаторы, даже члены КПРФ, - те же олигархи. Со своими кланами они контролируют местных законодателей, промышленность, недра, бизнес и финансы.
Несомненный плюс: через должность руководителя региона многие отраслевые магнаты обретают заметную политическую власть и влияние. Она стала кузницей кадров для управленцев федерального масштаба. Пример питерца В. Яковлева, ставшего вице-премьером, - последнее тому доказательство.
На очереди: "никельщик" А. Хлопонин в Красноярске, "нефтяник" Р. Абрамович на Чукотке, "платино- и золотопромышленник" В. Логинов в Корякии и Хазрет Совмен в Адыгее, "аграрник" А. Ткачев в Краснодарском крае, "рыбак" С. Дарькин на Дальнем Востоке?
Можно заметить, что на территориях, которыми они руководят, жизнь, как правило, хуже не становится. Наоборот: в управление регионом они привносят современный менеджмент, апробированный в бизнес-структурах. А политическая работа меняет их "хапковую" психологию. Например, участие в заседаниях Госсовета в Кремле наполняет их сознание державностью, они обрастают связями в правительстве и других коридорах власти. А как еще в России дорасти до большого начальника?
Разумеется, "тихие" местные олигархи очень отличаются от известных московских. Федеральная законодательная власть - последнее, что стало объектом их "инвестиций". В результате среди депутатов полно людей, лоббирующих интересы определенных бизнес-структур. Более того, выборы в Госдуму высветили желание "больших" олигархов вообще "приватизировать" парламент. Причем прошло время, когда они норовили поддержать деньгами одну партию. (Помните: "Наш дом - "Газпром" - перефразированный лозунг парламентской кампании 1995 г.?) Сегодня "яйца", как и положено, раскладывают по разным корзинам. В результате, как замечает политолог С. Белковский, Кремль рискует нарваться на Думу, которая будет получать ориентиры не из администрации президента, а из офисов бизнес-структур.
Баловни судьбы
КОНЕЧНО, такая ситуация не может не беспокоить федеральную власть. Самые прозорливые, например Р. Абрамович, уже поняли, что лучше не нарываться. Хозяин Чукотки заявил, что не собирается участвовать в следующих губернаторских выборах. Заработанные на российских недрах деньги бывший владелец "Сибнефти" вкладывает теперь за рубежом. За любовь к английскому футболу ему даже могут пожаловать титул "сэра". Согласитесь, это лучше, чем Бутырка.
Большинство нынешних олигархов - баловни судьбы. "По случаю" они получили богатства из рук государства в период дикой приватизации 90-х гг. "Но нельзя не заметить и того, что везде, где в России появились частные собственники - в металлургии, угледобыче, нефтянке, - произошел заметный рост производства. Мы видим, что положение в этих отраслях кардинально отличается от ситуации в МПС или "Газпроме", - отмечает тележурналистка Ю. Латынина.
Они настолько эффективны, что, собравшись вместе, могли бы разнести всю страну по кускам. Спасают их постоянные войны между собой. Используются прослушки, компромат, "заказ конкурентов" в правоохранительных органах. Говорят, конкуренты "ЮКОСа" не вынесли активного участия компании в политике. При этом правоохранительные органы завели на эту компанию дела. То, что это произошло одновременно, в Кремле считают совпадением.
И не важно, к какому поколению принадлежит олигарх - к "старосемейному" или "новопитерскому". Методы одинаковые. Зачастую в их игры за собственность и власть оказываются втянуты и государственные чиновники. В результате всплывают версии то про заговор олигархов против действующего режима, то про заговор силовиков против олигархов.
Они сами провоцируют нестабильность, от которой потом страдают. В этом ущербность и опасность постсоветского олигархата. Готовясь к неприятностям, они, естественно, страхуют свой капитал. Один из способов - продать часть активов транснациональным корпорациям. Так поступила "Альфа-групп", предвидя закат своего влияния в Кремле. Такие слухи распускаются и про "ЮКОС".
Чем лечить?
БУДЕТ ли у этого процесса когда-нибудь финал?
"Если мы повторим полудикую ситуацию начала 90-х гг., у нас возникнет новая олигархия с другим набором действующих лиц. Потом придется ждать еще лет 10, когда возникнет новая элита. Но и она, скорее всего, нам тоже не понравится", - считает политолог Г. Павловский.
Какие же лекарства нужны?
Первое. Определенной гарантией того, что наша страна сможет избежать дремучего латиноамериканского варианта, должно стать вступление России в ВТО. Тогда на нашей территории начнут действовать десятилетиями апробированные экономические законы, и они станут для нас нормой.
Второе. Интеграция в Европейское сообщество и вступление в Европейский союз. Перспектива хоть и далекая, но каждый день должен ее приближать.
Третье. Создание благоприятных условий для тех, кто олицетворяет сегодня средний и малый бизнес. И в интересах государства всячески стимулировать этот процесс, изучив весь мировой опыт. Потому что чем больше в стране просто богатых людей, живущих по законам, а не по "понятиям", тем меньше в ней места для тех, кому мы дали презрительную кличку - олигархи.