Примерное время чтения: 9 минут
398

Эдвард Радзинский. Любовные сумасбродства Джакомо Казановы (часть 1)

Продолжение. Начало в "АиФ" N 40.

КАЗАНОВА должен был стать священником. Он даже учился в семинарии, но "ночные шалости" (так он сам их называл) подвели... Он был исключен. Правда, по его словам, к тому времени он... уже окончил университет в Падуе и даже защитил диссертацию по юриспруденции! Как все образованные люди Галантного века, он знал языки - латынь, древнегреческий, древнееврейский, испанский, французский.

Угрызения совести

ЕМУ еще нет девятнадцати, а он уже сообщает о множестве своих профессий - был семинаристом, военным, клерком у адвоката, служил у посла, у кардинала. Путешествовал по Востоку - Корфу, Константинополь...

Ах, эти рассказы Казановы!.. Давно уже не учась ничему, он постиг все. Он специалист по финансам - организует лотерею, объясняет королю Фридриху Великому, как взимать налоги. В беседе с тем же прусским королем он рассказывает, как строить каналы, в Митаве высказывает некоторые идеи по рудному делу, в Париже основывает ткацкую мануфактуру... Он - искатель приключений, он принадлежит к могущественному племени, которое назовут авантюристами...

Это было время Великой Европейской Скуки. Семилетняя война закончилась, и знатные господа попросту умирали с тоски, не представляя, чем теперь заниматься. Все эти жалкие правители немецких карликовых государств томились в своих убогих дворцах, пока не появлялись они - великие развлекатели, Звезды Авантюры. Калиостро, он же полуграмотный сицилиец Бальзамо... Шевалье де Эон, каковой иногда появлялся в виде женщины и тогда соблазнял мужчин, а иногда - в виде мужчины и тогда соблазнял женщин... Таинственный Сен-Жермен, который рассказывал, как он жил во все века, и все в это верили, а маркиза де Помпадур счастливо показывала мазь, которую дал ей Сен-Жермен. Она должна была сохранить лицо маркизы в состоянии "статус-кво". И, старея, она упорно видела "статус-кво" на своем морщинистом лице... Девиз у развлекателей был общий: "Есть состояние, которое протратить невозможно, - это человеческая глупость". Но, пользуясь ею, Казанова искренне жалел глупцов.

Один из самых занятных рассказов в его "Истории" - как он одурачил семидесятилетнюю маркизу де Юфре. Он обобрал богатую старуху, помешанную на оккультных глупостях, - обещал ей зачать сына, в которого она должна была переродиться. Но и плутуя, Казанова остается человеком чести на своем поле боя. Он не имитирует любовное сражение - даже со старухой! Он честно бьется с древним телом. В трудные минуты этого печального сражения он вводит в бой резерв - любовницу Марколину, которая своими ласками поддерживает изнемогающего Воина. И Марколина, "использовав все, чем славятся питомцы знаменитейшей из школ любви - венецианской школы", помогает Казанове победить!

Но восторг старой безумицы, когда он сообщает, что его "солнечное семя" проникло в нее и вскоре она родит самое себя, заставляет Казанову на мгновение почувствовать укоры совести. Однако он тут же успокаивается пленительной фразой: "Не я, так кто-то другой ее одурачит. Так что лучше пусть верит в свое бессмертие, иначе из счастливейшей я сделаю ее несчастнейшей..." Великая сила гонит его по разным странам, ввергает в преступления, заставляет шулерничать, подделывать векселя, драться на дуэлях. Страсть к ней - тысячеликой Женщине. Только не забудьте подставить главное слово - новое. Ради нового личика, ради нового смеха, ради нового контура нового тела... Вечный гон за новым, в конце которого его, улыбаясь, поджидали две подруги - старость и смерть. Свою жизнь этот отпрыск комедиантов описывает как театральную пьесу в трех актах. Первый он заканчивает, приближаясь к своим сорока годам. Второй должен был завершиться, приближаясь к 60. И третий акт пьесы он предполагал окончить в замке в Дуксе. Акт, после которого и должен был окончательно опуститься занавес. "Коль мою пьесу освищут, - с усмешкой прибавляет он, - я об этом... ни от кого уже не услышу..."

Теснота от женских тел

СТАРАЯ идея "Жизнь - театр" стала расхожей банальностью после знаменитой шекспировской фразы. Но обожатель античности Казанова пьет из другого источника. Это император Август, умирая, спросил с улыбкой: "Хорошо ли я сыграл комедию жизни? Если хорошо, то похлопайте и проводите меня туда добрым напутствием". Первый акт пьесы написан им целиком - в нем тесно от поверженных женских тел и от самых невероятных приключений. Побег из страшной венецианской тюрьмы Пьомби, куда он на пять лет был заточен судом инквизиции, - чудо изобретательности. Он умудрился бежать ночью через свинцовую крышу... Каждый раз, приехав в Венецию, я шел на площадь Святого Марка. И, глядя на Дворец дожей (там находилась его тюрьма), все представлял, как, отогнув свинцовые пластины, вылезает он на крышу и под луной сидит на ее коньке... чтобы уже вскоре, едва избавившись от страшного заточения, лезть под юбку к "донельзя хорошенькой девушке", имя которой он узнал мгновение назад. Уже вскоре он смог написать привычное: "Познал счастье в объятиях мадемуазель Терезы де ла М-р..."

...В 39 лет, перед самым концом первого акта, с ним происходит нечто ужасное. Он встречает в Англии молоденькую шлюху и моментально загорается - обычный пожар Казановы.

И действует он по обыкновению: приступает к решительной атаке. А вот дама поступает необычно: к предмету вожделения Казанову не допускает. В неистовстве страсти он пускает в ход деньги, даже насилие - на войне как на войне! Деньги она принимает, но... Обобрав Казанову, негодница ускользает. Более того, дарит предмет неистового вожделения Казановы жалкому ученику парикмахера, и совершенно даром, и на глазах у Казановы! И все потому, что тот - молод.

Звонок прозвенел - акт заканчивается при первой встрече со старостью. Впервые Воин терпит поражение. Казанова описывает это, как крушение Рима. Он жалок, он рыдает, он готов покончить с собой, он не знает, что делать.

История безнравственная? Удивительно нравственная! Более того - поучительная. Весь первый акт Казанова безудержно соблазнял, обманывал мужей, женихов, обирал всех этих простофиль. И главное оружие его распутства - сверкающая молодость, неутомимая в любовных битвах. И вот накануне сорокалетия грешник получает возмездие: его бьют его же оружием. Чужая молодость обманула его, обобрала, повергла в прах!

Секретарь, нищий, монах?

ГОСПОДИН тихо живет с белошвейкой, скромной простолюдинкой Франческой Бускини, и если иногда посещает бордели, то редко, и ходит только к дешевым, немолодым проституткам. Господин экономен.

В архиве инквизиции будут найдены доносы ее штатного сотрудника, подписывавшегося "Антонио Пратолини". Это ужасно, но в 1780-1781 годах под этим именем доносил пятидесятипятилетний Казанова... Может быть, поэтому он не смог дописать второй акт? И все-таки не прожить ему долго на одном месте: он опять в опале. Не дожидаясь худшего, этот Вечный жид бросает Венецию, продолжает скитания по Европе. Он мечется в поисках денег, работает жалким секретарем у венецианского посла. Тот умирает - и снова безденежье. Казанова даже решает... уйти в монастырь и стать монахом!

Наконец в 1785 г. его подбирает граф Вальдштейн и дает ему место библиотекаря в своем замке Дукс в Богемии. В замке Казанова услаждает хозяев бесконечными рассказами о юном Казанове. Их начинают пересказывать в салонах. И другой блистательный рассказчик, принц де Линь, придает им все новые и новые подробности. Слава о жизни Казановы, о его эротических подвигах распространяется в Праге и Вене.

В то время Да Понте - либреттист Моцарта - писал либретто для оперы "Дон Жуан". И директору театра, заказавшему оперу, пришла в голову мысль: устроить встречу с Казановой. Кому, как не Казанове, "специалисту по донжуанизму", объяснить Моцарту и этой продувной бестии Да Понте, что такое Дон Жуан! И встреча состоялась. Казанова, который за деньги учил когда-то даже горнорудному делу, естественно, надавал много полезных советов. Но представляю - с какой улыбкой! Уж он-то знал: нет более далеких друг от друга типов, чем Казанова - герой его "Истории" - и Дон Жуан. И об этом напишут все исследователи.

Дон Жуан - образ, созданный в отсветах инквизиции. Главная задача Дон Жуана, цель его обольщения - сдернуть с женщины лживый покров невинности, доказать ей самой, что под ним - одно сладострастие, одна жажда греха. И, завоевывая женщину, и разоблачая ее похоть, Дон Жуан повергает ее в отчаяние и раскаяние.

А Казанова - это совсем другое. Это приглашение к галантному приключению, к плотской радости: "Четыре пятых наслаждения заключались для меня в том, чтобы дать счастье женщине". Казанова может с полным правом повторить слова принца Филиппа Орлеанского: "Запрещено все, что мешает наслаждению!" Казанова - лишь сон, который не может стать обыденной жизнью. Может ли Казанова стать мужем? Может ли дождь принадлежать одному полю? Пчела - одному цветку? Его удел - радовать всех женщин, он их общее достояние. И женщины Казановы радостно передают его друг другу, они делятся им друг с другом. Впрочем, в одной стране его все-таки приревновала женщина. И так безумно, что чуть не убила. Женщина эта жила в России.

Я все представляю, как, заканчивая беседу, Да Понте поведал ему о возмездии Дон Жуану, о том, как этого развратника утягивает в ад рука Командора. И как усмехнулся Казанова. Нет, Казанова знал - страшен не Командор, есть нечто пострашнее. Это - старость. И в старости, глядя на свой портрет, он напишет горчайшие слова: "Я не существую. Я лишь существовал когда-то..."

Но кто это все написал? Какой странный вопрос, не правда ли? Это написал Казанова. А кто он был, этот Казанова? Кто был этот восхитительный боец, победивший полки красавиц? Старик, который умер в замке Дукс, написав "Историю моей жизни"? Или...

Окончание в следующем номере.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно