ЗА ДЕСЯТЬ лет, прошедших с начала приватизации в России, время от времени возникают разговоры о пересмотре ее итогов.
ЛЕТОМ сердце екнуло у многих россиян, когда один из олигархов - г-н Потанин с "голубого экрана" заявил, что, если уж начнут пересматривать приватизацию, это может коснуться каждого, кто имеет хоть один приватизированный квадратный метр.
Будет - не будет
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ советник президента России Андрей Илларионов в комментарии для "АиФ" сказал: "Нынешние российские власти ни в коей мере не ставят пересмотр приватизации своей задачей. Это один из вопросов, по которому едины и исполнительная ветвь, и законодательная. И что наиболее важно и существенно - российское общество с этим тоже не согласно. Так что пересмотр итогов приватизации невозможен". И тут же оговаривается: "Во всяком случае, массовый пересмотр".
Точно так же осторожен в комментариях и первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман. По его словам, "необходимо отличать итоги приватизации в целом от отдельных сделок".
Лозунг пересмотра итогов приватизации довольно часто берут на вооружение при попытках передела собственности в нашей стране. В Агентстве конфликтных ситуаций нам с ходу назвали с десяток примеров, когда "захватчики" шли именно этим путем. Пару лет назад депутат от ЛДПР А. Митрофанов призывал к деприватизации "Норильского никеля". Губернатор А. Лебедь требовал пересмотреть права РАО ЕЭС на Саяно-Шушенскую ГЭС. Собственника обвиняют в том, что он не выполнил инвестиционные обязательства, наложенные на него государством при приватизации компании (обычно предприятие передавалось в частные руки за символическую сумму и обещания в будущем вложить в него огромные деньги). Такие обвинения - невыполнение инвестиционной программы - выдвинули главе "ЮКОСа" М. Ходорковскому в ситуации с "Апатитом". Аналогичные претензии предъявляли и к ТНК. Таким же способом структуры, которые связывают с О. Дерипаской, провели атаку на "Илим Палм" (Братский и Котласский комбинаты).
Пересмотр итогов приватизации идет постоянно, но он завуалирован. О масштабной роли государства в этом процессе пока не слышно. Обычно это называют "спором хозяйствующих субъектов".
Бизнес боится
КАЖДЫЙ, кто ненавидит частную собственность, ненавидит ее лишь до тех пор, пока она находится в чужих руках.
"Почему-то все в России, кто сегодня поддерживает идею пересмотра итогов приватизации, подразумевают, что собственность отойдет государству, - сказал нам опальный олигарх Борис Березовский. - Это совсем не обязательно. Собственность перераспределяется в пользу сегодняшней бюрократии. В свое время они не верили в приватизацию, не поучаствовали в ней. Проспали революцию. Тогда к ним приходили, просили поставить закорючку, чтобы передать какое-нибудь предприятие частному инвестору. И они подписывали за 1000 долларов, буквально за взятку, раздавая миллиардную собственность. А теперь очнулись: неужели собственность действительно стала частной?! А как же мы?"
А вот как. За последний год фирма, близкая к Минсельхозу, стала хозяином раскрученных водочных брендов Kubanskaya, Stolichnaya, "Русская", Moskovskaya, "Лимонная" и др. Тихо и спокойно телекомпания НТВ перешла к банку "Еврофинанс". Говорят, в его создании приняли участие крупные чиновники из финансовых и экономических министерств.
В интервью американским СМИ российский президент сказал: "Мы не должны запугать бизнес. Мы должны создать стабильные условия для его развития". Тем не менее бизнес боится. Очевидцы рассказывают, какое усилие воли понадобилось летом членам Российского союза промышленников и предпринимателей, чтобы подписать письмо президенту в защиту "ЮКОСа".
Приватизация в России была, можно сказать, социалистической. Она шла не путем продажи, а путем распределения, будь то ваучеры или залоговые аукционы. При желании придраться к результатам можно в 100% случаев. На каждом объекте легко найти формальные нарушения. Преднамеренные или нет - не так уж важно.
Амнистия?
ЧТО делать? Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, полагает, что настало время подвести черту - дать гарантии собственникам, что передела больше не будет. Закрепить права и объявить амнистию приватизированных капиталов. "Сегодня мы вновь столкнулись с опасным рецидивом российско-советской, а по сути феодальной традиции распоряжаться властью, - говорит он. - Насилие от имени государства применяется ради подавления конкурентов и передела собственности. Это неприемлемо с точки зрения перспектив развития России как демократического государства. И уж тем более не идет на пользу экономике". Получается, нужен некий закон, который зафиксировал бы итоги приватизации.
А может быть, заставить "приватизаторов" доплатить? Собственность в свое время досталась им за копейки. Теперь уже ясно, что настоящий счет идет на миллиарды. По крайней мере, столько, судя по последним сделкам, готовы выложить западные партнеры за российские нефтяные активы.
Экономические итоги зафиксировать надо, но преступления прощать нельзя. По законам рынка частник управляет собственностью эффективнее государства. Но, как показывает жизнь, бизнес есть, в чем упрекнуть. Выкачивание денег из страны за рубеж, уход от налогов через офшоры, отсутствие инвестиций в производство, вызывающие траты на заграничные футбольные клубы, монопольные варварские цены на связь и на бензин для простых смертных... Заботит ли "нынешних хозяев" будущее страны, которая дала им эти миллиарды, или им наплевать на все, кроме собственного упитанного будущего?
Общество должно найти возможность поставить точку в этой истории. Невозможно вечно жить в условиях переходной экономики, переходной политики, переходного периода. Новые собственники - влиятельная сила. Они могут упрямо стоять на своем, а могут начать искать разумный выход из создавшейся сложной ситуации. Война не нужна никому. Надо договариваться.
Смотрите также: