12 ЯНВАРЯ работники прокуратуры отметят свой профессиональный праздник. Станет ли он заметен не только для сотрудников этого надзирающего госоргана, но и для рядовых граждан? Ответить сложно. Помните, еще в "Кавказской пленнице" тов. Саахов побелел от ужаса, сказав реплику: "Ну, теперь у меня два пути - в ЗАГС или к прокурору..." При советской власти визит в "органы" ничего хорошего не сулил.
РАЗДОЛЬЕ для жуликов наступило с начала 90-х годов. Законодательная база была в зачаточном состоянии, все госструктуры, в том числе правоохранительные, были втянуты в политические интриги. Вице-президенты трясли с трибун чемоданами с компроматом, генпрокуроры писали книги, где до суда анализировали суть проблем. Громкие преступления следовали одно за другим. А народ тихо матерился, видя, как растаскивается госсобственность. Пресса взывала к правоохранителям остановить беспредел, но те лишь разводили руками. Процесс "приватизации" управлялся указами президента страны. А его все побаивались - мог и "врезать".
Дошло до того, что ровно 10 лет назад всерьез обсуждался вопрос о передаче прокуратуры в систему Минюста. Но у власти хватило ума не лишать самостоятельности этот жестокий, порой страшный, но крайне необходимый инструмент надзора за соблюдением законности. Те, кто смотрел в будущее, понимали, что правовая база нового государства все равно будет сформирована.
Похоже, это время наступает. Возьмем самый близкий пример - "дело Ходорковского". При всей его неоднозначности можно вот о чем сказать. Это первое дело, когда богатейшего человека, миллиардера, привлекли к уголовной ответственности и фактически довели дело до суда. И трудно сказать, чем закончится суд. Профессионалы знают, что между прокуратурой и судебными инстанциями исторически сложились непростые отношения. Все возможные прокурорские ошибки будут в пользу Ходорковского.
Но работа идет каждый день. За минувший год около 800 тыс. человек побывали на личном приеме у работников прокуратуры. Более 90 тыс. исков направили в суды прокурорские работники в интересах граждан. 75 тысяч из них удовлетворены. "Обломы" с выдачей Березовского, Гусинского и Закаева не характеризуют общее положение дел. За прошлый год по запросам Генпрокуратуры в страну экстрадированы около 200 преступников и подозреваемых. В том числе из Испании, Германии, Франции, Швейцарии и др.
Так что прокуратура набирается сил. Могут быть и перемены. Например, в случае создания самостоятельного следственного комитета МВД ФСБ и прокуратура лишатся следственного аппарата. У прокурорских останется главное - надзор за соблюдением законности. Но в этом, по определению, и состоит предназначение ведомства, которому скоро исполнится 300 лет.