Примерное время чтения: 4 минуты
259

Трансгенные свиньи - наши целители

МОЖНО ЛИ подоить обычную с виду корову и получить лекарство от смертельного заболевания крови? Способен ли заурядный поросенок спасти ребенка от карликовости? Биолог с мировым именем, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, Лев ЭРНСТ считает - да. И живых доказательств у него предостаточно.

- ЛЕВ Константинович, мы крайне недоверчиво относимся к трансгенным продуктам - до сих пор ведь не ясно, опасны они или нет. Имеет ли смысл в таком случае генетическое изменение животных?

- Есть три основных направления генно-инженерной работы с животными, которые "имеют смысл". Первое - продовольственное. Мяса мы должны есть столько, сколько нужно. Причем хорошего качества. И за разумную цену. Конкретный пример. Сегодня мы изучаем уже восьмое поколение созданных нами в лабораториях Всероссийского института животноводства трансгенных свиней, которые растут гораздо быстрее "традиционных". Кроме того, такие свиньи "откладывают" значительно меньше жира, то есть их мясо полезнее для здоровья. Результат получен всего за несколько лет - в геном животных внедрен один ген. Традиционной селекции понадобились бы десятилетия.

Второе направление - животные, генетически устойчивые к болезням. В цену килограмма мяса, среди прочего, заложены немалые расходы на вакцинацию. Ведь, например, лейкозом крупного рогатого скота в России заражено 25% поголовья. Нами уже получены животные с геном, который препятствует развитию лейкоза. Жизнь заставляет идти дальше по этому пути - взять то же коровье бешенство или куриный грипп...

Спасет вымя

И ТРЕТЬЕ, пожалуй, самое важное направление - животные, продуцирующие лекарства. Например, препараты с гормоном роста для детей, которые из-за нарушений в эндокринной системе рискуют остаться карликами на всю жизнь. Сегодня производить их сложно и дорого. Животное-продуцент все удешевит. Мы уже получили свиней, которые выделяют данный гормон... в своем молоке. Ну со свиньи, конечно, много не надоишь, поэтому работаем теперь с трансгенными коровами. И обнаружилась интереснейшая вещь. Для того чтобы получать лекарственные вещества, не обязательно генетически изменять ВСЕ животное целиком. Мы научились модифицировать отдельные органы, в данном случае на генном уровне меняется лишь структура молочных желез. То есть все животное нормальное, только, извините, вымя "не такое".

В ближайшем будущем лекарства от опаснейших гематологических и онкологических недугов смогут себе позволить не просто богатые, а очень богатые. Только с помощью трансгенных животных эти препараты могут стать доступными всем. Легко представить, сколько жизней может быть спасено.

Клон и клан

- ПРЕДСТАВИТЬ легко, тяжелее сломать психологический барьер - вы вмешиваетесь в "живое", "порождаете монстров". Одной овечки Долли стало достаточно, чтобы запретом на клонирование озаботилась ООН...

- Не путайте, как многие, клонирование и трансгенетику. Это две совершенно разные вещи. Я - противник клонирования человека. Не вижу в этом общественной необходимости. А вот клонирование животных станет обычным делом. Долли - не показатель, весь этот шум, что, дескать, бедняга умерла раньше срока, - чушь. У моего австрийского коллеги Готфрида Брема живут, дают молоко и успешно размножаются клонированные коровы. Кстати, именно клонирование поможет в ближайшем будущем поддерживать популяции трансгенных животных с теми полезными свойствами, о которых мы говорили.

А психология - да, это серьезно. Предубеждения сразу не сломаешь... Взять те же продукты питания: я и мои 30 сотрудников уже не первый год едим трансгенную свинину - все живы-здоровы и недавно мой 75-летний юбилей справили. Хотя понятно, что "отрицательная" информация больше в ходу - такова уж природа человека.

- Но у вас есть мощный "семейный ресурс". Сын Константин - генеральный директор Первого канала. Не было соблазна обратиться за поддержкой? И, кстати, не обидно ли вам, что он не пошел по пути науки?

- Я, конечно, хотел, чтобы Костя стал биологом. Он хорошо учился, успешно защитил диссертацию. Но у него еще в студенческие годы на столе всегда валялись книги - половина по биологии, половина - по кино. И когда выбрал он все-таки телевидение, я понял - такое уж призвание. А к "семейному ресурсу" отношусь очень строго. На Первый канал не пойду - скажут, вот сын папу продвигает, на кой мне это надо? Это если вдруг у него что-нибудь не заладится - так и быть, возьму младшим научным сотрудником... (Смеется.)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно