Примерное время чтения: 11 минут
180

Аква-морг

В МОСКВЕ новая трагедия - под рухнувшей крышей столичного аквапарка погибли не менее 25 человек, несколько невинных жертв балансируют на грани жизни и смерти в больницах. Чьи-то тела еще находятся под обломками. В списке виновных на этот раз масса организаций и должностных лиц - от проектировщиков и строителей до эксплуатирующих огромное здание. Но самые главные виновные - халатность власти и тот бардак, что творится сегодня на российском строительном рынке.

СТРАНУ, особенно столицу, захлестнул строительный бум. Скороспелые высотки распродаются по бешеным ценам, и главная цель их хозяев - огромные прибыли. Экономят на всем, начиная со стройматериалов и качества работ - вспомнить хотя бы прошлогоднюю акцию столичного руководства, когда мэр Лужков объявил борьбу с недоделом в новостройках. Кампания прошла, а щели на улицу толщиной с палец, промерзание и протечки в швах домов так и остались в новеньких многоэтажках. Строители - тоже больная тема. И тут речь даже не о малограмотных таджиках и молдаванах. Многие заграничные рабочие в красивых комбинезонах - те же бывшие крестьяне из Турции и Югославии с менталитетом шабашника: сделать быстро и уехать домой.

Кроме всего прочего, нарушаются технологии строительства. Помнится, в самом центре Москвы заморозили стройку элитной многоэтажки: по проекту там должно быть 7 этажей, а хозяин самовольно достроил еще три. Говорят, вопрос уладили за взятку, а фундамент остался прежний...

"Когда объект сдается в эксплуатацию, он должен иметь сертификат инженерной безопасности, - говорит директор Федерального центра науки и высоких технологий МЧС России Михаил Шахраманьян. - Мы разработали его давно, но, возможно, только после этой трагедии он станет обязательным. Кроме того, на сложных строительных объектах должны быть установлены специальные датчики, которые фиксируют малейшие смещения и произошедшие колебания конструкций. Такие датчики есть, наши специалисты за последние годы обследовали ими более 1000 крупных объектов, причем половина из них - за границей. Почему иностранцы озабочены безопасностью возводимых зданий, а мы нет - непонятно".

Спасенные

"БИЛЕТЫ в "Трансвааль-парк" нам достались от фирмы, где я работаю, в качестве премии, - вспоминает 19-летняя Света Довгаль, - мне, маме и еще одиннадцати таким же "счастливчикам".

Страшный треск над головой раздался, когда я стояла на ступеньках, а мама в это время была в воде. Вниз полетели арматура, осколки бетона, на меня же упала целая плита. Так припечатало, что на спине до сих пор штукатурка. После этого начался ад: пропал свет, полилась вода, со всех сторон раздавались крики и стоны, повеяло холодом. Ощущение было такое, будто находишься в разгерметизированном самолете. Потихонечку стала выползать: сначала освободила правый бок, потом удалось выбраться целиком. Найти выход из бассейна помог коллега по работе Сергей - он же потом принес чью-то одежду. Бежать пришлось по битому стеклу, которое было повсюду. Без мамы я наотрез отказалась куда-либо ехать, кричала как резаная и только после того, как мы очутились с ней в одной машине, успокоилась.

***

Ольга, мать двоих несовершеннолетних детей: "Мои дети ходили в аквапарк каждые выходные, мы живем в Ясеневе. И в эту субботу они, как всегда, пошли в аквапарк с бабушкой. Она сидела за столиком и смотрела, как внуки резвились в бассейне. Как только я узнала о случившемся, сразу же примчалась к аквапарку. Страшно было смотреть на руины. К тому времени детей вместе с бабушкой уже увезли в больницу. В какую, я не знала... Я обзванивала больницу за больницей, морги, страшно вспомнить, что пережила в тот момент. Когда нашла их в Морозовской больнице, схватив теплые вещи, помчалась туда. Узнала, что бабушка отделалась синяками. К детям сначала не пускали, но бабушка сказала, что с ними тоже все в порядке, только обморожены ручки и ножки, ведь в тот день было очень холодно".

"Сейчас в 20-й городской детской больнице находятся 12 детей, пострадавших в аквапарке, - сказал Леонид Рошаль, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. - У детей в основном черепно-мозговые травмы, большая кровопотеря, переломы и обморожение конечностей. Но моим пациентам сейчас ничто не угрожает, самое страшное позади".

8 часов под завалом

В СУББОТУ вечером сигнал оперативного дежурного заставил всех офицеров Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" быстро собраться в части.

ПРИБЫЛИ в Ясенево и сразу занялись поиском людей. Метр за метром обследовали все уголки части разрушенного здания. Каждые полчаса устраивали пять минут тишины, надеясь услышать крик или стон. Передав тяжелые теплые куртки спасенным, они лезли в многочисленные специально проделанные лазы, чтобы узнать, не остался ли кто под завалами. Рядовой-контрактник Андрей Ломаковский, спустившись в такой лаз, увидел в свете фонаря семилетнюю девочку, которая чудом спаслась под одной из разрушенных водяных горок. Солдат перерезал специальными ножницами кусок арматурины, перекрывающий лаз к девочке, и на руках по узкому коридору в завалах вытащил ее на поверхность. Он передал ребенка медикам, а сам уже докладывал руководителю группы, где находится мама девочки. Аккуратно, слой за слоем, спасатели расчищали место, указанное Андреем. Вскоре из-под плиты донесся слабый женский голос. Еще через 10 минут молодую женщину вытащили на поверхность. С диагнозом "переохлаждение и перелом двух ног" ее отвезли вместе с дочерью в больницу.

А Андрей Ломаковский уже вместе со своим коллегой сержантом Валерием Воловым осматривал другой лаз - с крыши к бассейну. Еле дополз. И вновь в темноте услышал голоса. Выяснил, что в бетонной нише между конструкциями находятся две девушки и юноша. Попытался залезть туда сам - не получилось. Стали искать другой выход. По пути пришлось разбить несколько желобов горки - убедиться, что там никого нет. Опять доклад руководству. Разбор бетонных блоков - и еще через двадцать минут вся троица была на свободе. За сутки с лишним бойцы "Лидера" оказали помощь десяткам людей.

***

На месте катастрофы работали не только люди, но и собаки. Под грудой железа и стекла пострадавших искали два пса: лабрадор Тоник и бигль Атос. 12 часов подряд собаки обходили завалы, стараясь, как говорят кинологи, "обозначить" живых. На завалах "нюхачи" начали работать 8 лет назад, во время землетрясения в Нефтегорске. Тогда спасатели взяли на работу собственных собак - сеттера Лесю и спаниеля Леню. Их просто не с кем было оставить дома. Бульдозер уже пошел ровнять завал, как Леня бросился под колеса и начал рыть лапами кучу мусора. Хозяин приказал вернуться, но в этот момен сквозь расщелину в плите появились два человеческих пальца...

Сейчас в кинологической службе около 20 специально обученных собак, которые заслужили право называться спасателями. Как нам рассказал Александр Никольский, спасатель-кинолог 1-го класса Центроспаса, в среднем собака может работать 20-40 часов, с перерывом на отдых по 2 часа: "По большому счету, собаки даже не понимают, что кого-то спасают. Для них это возможность пообщаться с людьми и получить лакомство. Тоник, например, в этот раз за то, что "обозначил" под завалом живую женщину, получил кусочек сыра. И мою похвалу, конечно".

***

Вадим Серегин, зам. начальника отряда Центроспас: "Здание очень сложной конструкции: практически все из стекла и бетона, нестандартная планировка, очень много "укромных" мест и полостей, которые нужно было проверять. Спасателям приходилось заходить в ледяную воду при температуре воздуха минус 15-16 градусов, вытаскивать пострадавших. Последнего живого человека мы извлекли в 3 часа ночи. Женщина в купальнике провела на морозе под завалом 8 часов. Расчетное время "жизни" в Северном море - 7-10 мин. Хотя, с другой стороны, наши спасатели находили живых людей под руинами во время землетрясения в Турции и через 7 суток".

Виноватых много. Виновных нет

"ПОДОЖДИТЕ неделю - специалисты скажут причину случившегося", - ответил председатель Госстроя Н. Кошман на вопрос "Что же все-таки случилось в московском аквапарке?"

Пока свою причастность к случившемуся отрицают все, кто хоть как-то был связан со строительством и обслуживанием аквапарка. Представитель турецкой фирмы "Кочак иншаат", возводившей само здание парка "Трансвааль", говорит, что за 15 лет ее работы в России это первый случай. Компания работает в Ханты-Мансийске, Казани, Омске, Самаре, Сургуте. Сейчас, по словам Николая Кошмана, строительная лицензия этой компании приостановлена.

Проектировщик здания - ООО "Сергей Киселев и партнеры" заявляет, что именно к разработке купола (с него и началось обрушение крыши аквапарка) его компания отношения не имеет. "Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком, - говорится в официальном сообщении компании. - Несмотря на это, мы не снимаем с себя моральной ответственности".

Рухнувший купол проектировало ЗАО "К" (гендиректор Н. Канчели), созданное на базе отдела строительных конструкций проектного института "Курортпроект". Сейчас без услуг этой фирмы не строится ни один престижный столичный объект: они проектировали купола храма Христа Спасителя, торгового центра на Манежной площади. ЗАО "К" занято и в реконструкции Большого театра.

По заявлению Николая Кошмана, у этих двух участников проекта временно приостановлено действие лицензий. Но что значит "приостановлено"? Для сравнения: в США, если фирма допустила брак, который привел к гибели людей, она навсегда лишается лицензии на работу.

Могут возникнуть вопросы к контролирующим органам. Для того чтобы начать строительство в Москве, требуется получить около 200 необходимых разрешительных подписей. За возведением аквапарка следили две московские организации - Мосэкспертиза и Мосархнадзор. Материалы поставляли российские компании: арматуру - Череповецкий и Кузнецкий металлургические комбинаты, бетон - компания "Кондоръ", кровельные и гидроизоляционные материалы - группа "Технониколь". Ордер о завершении строительства подписывал чиновник префектуры Юго-Западного округа столицы. Одним словом, есть где искать виноватых. Но будут ли они найдены?

История парка

ПРО открывшийся полтора года назад в Москве аквапарк "Трансвааль" говорили, что он стал самым большим в Европе пляжем под крышей. Общая площадь комплекса - 19,6 тыс. м2, площадь водных аттракционов - около 7 тыс. м2. Спортивно-развлекательный комплекс построили за 1,5 года и 40 млн. долл. Строительство было доверено турецкой фирме "Koсak Insaat".

Сегодня самой популярной версией обрушения считается несоблюдение строительных норм. В связи с этим событием вспоминается история с Военторгом. Федеральное Министерство культуры было категорически против его сноса. Но московские власти проявили твердость. Собрали материалы о том, как отваливались в здании плитки, гибли люди. Были привлечены и специалисты. Именно они доказали, что несущая и пространственная жесткость здания снизилась на 80-85%. Так судьба Военторга была решена. Здание демонтировали. Почему подобную активность и принципиальность не проявили на всех этапах строительства и эксплуатации "Трансвааля"?

Почему они падают?

  • В ЛЕНКОРАНИ (Азербайджан) 29 января этого года рухнул блок жилого пятиэтажного дома, погибли 7 человек.

    В Каире 12-этажное здание рухнуло, так как последние шесть этажей в нем были надстроены незаконно.

    В Арабских Эмиратах в феврале шесть рабочих погибли под завалами здания, которое они же и строили.

    92 человека раздавлены в Турции обломками обрушившегося 11-этажного здания в городе Конья.

    Летом 2002 года обрушился сектор жилого 9-этажного дома в Санкт-Петербурге. Сергей Шойгу заявил тогда, что причиной несчастья стала просадка фундамента, вызванная строительным браком. По тем же причинам в сентябре 2003 года как карточный домик сложилось двухэтажное здание в райцентре Ремонтное Ростовской области. Погибла женщина.


    Москва платит

    С 16 ФЕВРАЛЯ началась выплата компенсаций всем пострадавшим в "Трансвааль-парке". Все расходы взяло на себя правительство Москвы. На каждого погибшего выдается по 100 тыс. руб. (есть целые семьи погибших - по два-три человека), также обещано бесплатное захоронение, для иногородних - бесплатная доставка на родину. Штаб по оказанию помощи семьям пострадавших взял на себя еще и оплату поминок. Пострадавшим, находящимся в больницах, будет выплачено по 50 тыс. руб., тем, кто обратился в больницы, - 3 тыс. руб. и каждому - до 10 тыс. руб. за утраченное имущество.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно