Война многим искалечила судьбы. Одни стали инвалидами физическими, другие - моральными. Мой отец СМОРОДИН Василий Тихонович, 1910 года рождения, был призван в армию из Липецка в 1939 году. Мужественно воевал, был тяжело ранен под Белостоком, контужен, засыпан песком. В бессознательном состоянии его взяли в плен фашисты.
Из лагеря для военнопленных он бежал. Но, уже оказавшись вновь в своей воинской части, стал вмиг для всех чужой. Клеймо "сдавшегося в плен" довлело над ним всегда. Он не имел ни наград, ни льгот. Сотрудник липецкого военкомата сказал, что "предатель" ничего не достоин. Так отец и жил на скромную пенсию, подрабатывая починкой велосипедов и гармошек.
В 1998 году отец умер. Военкомат отказался даже поставить памятник фронтовику. Тогда я обратилась в Подольский архив, где попыталась навести справки об отце. Вскоре сотрудники ФСБ мне официально сообщили, что "ефрейтор СМОРОДИН Василий Тихонович находился в годы Великой Отечественной войны в действующей армии и не совершал никаких противоправных действий против Родины".
С этой справкой я пришла в военкомат, и памятник отцу как фронтовику был поставлен. Вот такая посмертная реабилитация.