12 ЯНВАРЯ 2004 г. на Совете по борьбе с коррупцией президент В. Путин отметил, что первой и главной задачей является налаживание постоянной и системной антикоррупционной экспертизы законодательства. "Как в уже действующих законах, так и на стадии их подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции", - заявил глава государства.
ОДНИМ из первых кандидатов на антикоррупционную профилактику является закон о федеральном бюджете.
Воровство с размахом?
ПРОБЛЕМА в том, что, когда налоги граждан и предприятий попадают в бюджет, мы больше не можем контролировать, что там с ними происходит. В закон о бюджете уже три года подряд "вклинивается" статья, приостанавливающая полномочия Счетной палаты РФ по оперативному контролю за расходованием государственных средств. Похоже, что "дело" о бесконтрольности расходования народных денег станет самым крупным в антикоррупционной кампании главы государства и нового премьера. А цена вопроса - 2 триллиона 743 миллиарда рублей (96 млрд. долл. США)!
Так или иначе большая группа членов Совета Федерации направила запрос в Конституционный суд РФ. Если он признает такого рода нормы противоречащими Основному закону страны, то они автоматически становятся недействующими. В чем суть претензий сенаторов к закону о федеральном бюджете?
Как известно, финансовый контроль по-настоящему эффективен, если он основывается не только на итоговых документах. Он должен осуществляться в режиме реального времени. Например, "плохим", с точки зрения Минфина, регионам, органам образования или здравоохранения, предприятиям оборонки можно финансирование придержать. А "хорошим" - дать вовремя и с лихвой, перебросить на некоторое время деньги с одной статьи на другую на определенных условиях. Итоговый, годовой отчет будет вычищен до блеска так, что "комар носа не подточит", тогда как в течение года была масса финансовых нарушений. И как же эти нарушения можно выявить, если Счетную палату не допускают до оперативного, текущего контроля?
Так вот - сенаторы и считают, что речь идет о прямом нарушении конституционных прав граждан участвовать в управлении делами государства и получать для этого всю необходимую информацию.
У исполнительной власти есть весь необходимый контроль - его обеспечивают Контрольно-ревизионное управление Минфина (в нем работают 6 тысяч сотрудников) и Казначейство. Судебная власть может запросить и получить любую финансовую информацию, назначить соответствующую экспертизу. А вот парламент уже который год подряд оставляет себя без права оперативного контроля за исполнением бюджета страны. А заодно лишает президента важнейшей и независимой информации о финансовых шалостях правительства.
Нужен народный контроль
ВООБЩЕ в вопросе контроля со стороны общества за финансовой деятельностью правительства Россия находится "в каменном веке".
Один только пример: в декабре прошлого года Главное контрольное управление США подало иск в Федеральный суд США в Вашингтоне против исполнительной ветви власти - Белого дома. Повод для иска - отказ вице-президента США Ричарда Чейни предоставить документы, касающиеся его встреч с руководителями печально известной компании "Enron". Безусловно, такой демарш стал возможен только потому, что высший контрольный орган США абсолютно уверен в общественной поддержке своих действий.
Наша исполнительная власть продолжает в упор не замечать Лимскую декларацию о принципах финансового контроля, к которой присоединились и добровольно соблюдают уже более 180 стран мира.
Остается надеяться на президента. На том же заседании Совета по борьбе с коррупцией он заявил: "Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах".
Примечательно, что в декабре прошлого года состоялся учредительный съезд Российского союза налогоплательщиков. Это новая общественная неполитическая организация. В качестве главной цели своей работы она ставит создание системы народного контроля за законностью и эффективностью расходования средств госбюджета. Тем более, что к его наполнению граждане имеют самое непосредственное отношение.
Неизвестно, что 16 марта решит Конституционный суд. Но в любом случае вполне возможно, что это будет последнее дело суда в Москве. Поскольку затихший было процесс перевода судов в Питер снова набирает обороты. Говорят, что в связи с затянувшимся ремонтом здания этого суда, заседание будет происходить в таком маленьком помещении, что свидетелям и экспертам придется ожидать своего вызова в коридоре.
Это к вопросу о том, куда и как тратятся деньги государственного бюджета...