Примерное время чтения: 4 минуты
105

В ловушке

9 МАЯ в Грозном был убит президент Чечни Ахмат Кадыров. Да, у него было много врагов, так что его гибель - не случайность. Но где гарантия того, что новый президент отработает свой срок полностью? И что нужно сделать, чтобы он был уверен в поддержке всех чеченцев? Об этом размышляет Сергей ШАХРАЙ.

ПОЧЕМУ чеченский кризис оказался камнем преткновения для новой России? Необходимо признать как минимум три типичные ошибки федерального центра, воспроизводящиеся вот уже на протяжении 10 лет.

Первая причина - неточная постановка диагноза и, соответственно, неточный выбор средств.

Политическими методами пытались решить то, что можно было сделать административным порядком, силовыми акциями старались изменить то, что следовало регулировать чисто экономическим воздействием, а с помощью влияния на общественное мнение хотели создать то, что должно было устанавливаться законами.

Вторая - отсутствие согласованного стратегического подхода. Центр не столько управляет процессом, сколько реагирует на изменения текущей ситуации. В итоге - события в Чечне управляют политикой центра.

Третья - нежелание учитывать особенности менталитета чеченцев. Вот уже десять лет федеральный центр пытается силой втиснуть социум дофеодальной эпохи в чуждые ему рамки представительной демократии, президентского правления и "диктатуры закона".

К сожалению, политическое сознание многих чеченцев передает известная формула Шамиля: "У чеченцев нет зиндана для своих преступников и нет пьедестала для своих героев" (то есть чеченцы не осуждают преступления своих соплеменников, но при этом никогда не признают над собой лидерства другого чеченца).

Отсюда следует, что если федеральный центр настаивает на наличии в республике привычного для себя "высшего должностного лица", то это "лицо" должно быть коллегиальным. Поскольку ни один тейп не доверит представителю другого тейпа выражать его интересы, тогда как решение, принятое коллегиально авторитетными людьми, поддержат и выполнят все.

Речь идет о принципах организации власти в Чеченской Республике.

Ограничения при конструировании модели:

1. Институт, решения которого имеют высшую силу для всего чеченского общества, может быть только коллективным.

2. Необходимо учитывать различия в политическом сознании и организации жизни социума в горных и более цивилизованных равнинных районах Чечни.

3. Система власти в Чеченской Республике должна соответствовать Конституции РФ и учитывать местные традиции и особенности.

Исходя из этих ограничений, возможно следующее правовое решение. В текст республиканской Конституции вносится новелла: "Народ Чеченской Республики осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы народного представительства, государственности власти и местного самоуправления".

Орган народного представительства - Государственный Совет. Формируется путем выборов представителей - в равнинных районах и путем прямого делегирования - в горных. По должности в Госсовет должны впоследствии входить президент, депутаты парламента и члены правительства республики.

Органы госвласти республики. Они строятся по стандарту, определенному Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Их появление в Чеченской Республике должно быть символически "освящено" согласием Госсовета. Дело в том, что чеченское общество разделяет власть "внешнюю", формальную (государство) и власть "внутреннюю", истинную. Поэтому решения формального лидера не будут иметь значения для чеченцев, если они не освящены согласием "истинных авторитетов". Тогда деятельность и решения президента, парламента и правительства Чечни будут "законны" не только для федерального центра, но и для чеченского общества.

На первом (переходном) этапе становления системы органов власти в Чечне Госсовет играет своеобразную "учредительную" роль. Существует как механизм мирного разрешения внутренних противоречий ("политический буфер", "народное вече"). Он активизируется лишь в кризисных или "судьбоносных" ситуациях.

Такая модель организации власти в социумах "чеченского типа" могла бы быть одним из способов снижения и профилактики разрушительных последствий столкновения культур и мировоззрений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно