ЕЛЕНА КОНДАКОВА - в прошлом женщина-космонавт, а ныне депутат Госдумы. Вместе с Валентиной Терешковой и Светланой Савицкой ее имя навсегда вписано в историю освоения космоса. Правда, почему-то именно о Кондаковой всегда говорилось меньше всего. Хотя ей принадлежит первый женский мировой рекорд по самому долгому пребыванию на орбитальной станции - 169 дней. В этом году рекордному полету исполняется 10 лет.
Муж или полет?
- ВО ВРЕМЯ вашего рекордного полета вы провели на корабле полгода. По-моему, это ужасно долго...
- Вы, наверное, будете смеяться и говорить, что у меня не все в порядке с головой, но я даже хотела еще остаться. Тогда, под конец срока, нас должна была заменить другая экспедиция, у которой чуть позже планировалась стыковка с "шаттлом". Это была первая, историческая стыковка "шаттла" со станцией "Мир". Я мечтала, чтобы новый экипаж не успел и "шаттл" присоединился к нашей команде. И тогда наш полет продолжился бы еще. Но этого не произошло.
- Вы и ваш муж Валерий Рюмин - не просто одна-единственная в мире пара, в которой оба супруга знаменитые космонавты. Вы еще и 20 лет вместе...
- Когда я замуж выходила, то была простым советским инженером. Училась в Бауманском институте, после окончания которого стала работать в Центре управления полетами. А кто там работает - рано или поздно начинают хотеть полететь в космос. Тогда со стороны вообще никого не брали, только тех, кто имеет соответствующую квалификацию. Такой возможностью грех было не воспользоваться. Вместе со мной медкомиссию проходило много девочек, но выдержали единицы. Потом одна забеременела, другой муж условия поставил: "Или я - или космос", и осталась одна я. Если честно, муж всегда был против моих полетов, но говорил в итоге: "Ты же мне не простишь потом" - и давал согласие. И от того, что мы работали в одной области, у нас всегда было много точек соприкосновения. И вот уже много лет вместе и вроде не собираемся разбегаться.
Беременные крысы
- ГОВОРЯТ, на организм женщины космос действует губительно. Что якобы у Валентины Терешковой во время полета было физическое истощение, а потом она родила нездорового ребенка...
- Что касается репродуктивных способностей, то ничего не могу сказать о себе - я родила дочку еще до первого полета. В свою очередь, о мужчинах-космонавтах знаю, что у них после пребывания в космосе рождались нормальные дети. Если говорить вообще о здоровье, то у меня все обошлось. Что же касается Валентины Владимировны, мы общаемся, и она никогда не жаловалась на самочувствие. Медики говорят, что влияние космоса на женский и мужской организм примерно одинаково. Вот, например, Валера Поляков 14 месяцев пробыл там, и - нормально. Мой Рюмин вообще смеется, говорит: "Если уж крысы после пребывания в космосе живут дольше, то люди и подавно должны".
- Зато, я читала, у тех же экспериментальных крыс, только беременных, во время их нахождения в космосе оплодотворенные клетки растворялись...
- Перегрузки, которые есть на космическом корабле (например, так называемый эффект центрифуги), "убьют" беременность у кого угодно, у женщины в том числе.
- Ну а хотя бы просто секс в космосе возможен?
- Понимаете, эту тему журналисты постоянно тормошат и не думают, что люди летят в космос работать, а не любовью заниматься. Эксперименты такие ставить - тем более ужасно. Мы же люди, не животные. Возможно ли по полгода обходиться без секса? Это вопрос к сексологам. Я считаю - все возможно.
"Пути неисповедимы"
- ВЫ работаете в Комитете по бюджету и налогам. Когда-то у вас была романтика космоса, а сейчас - проза Госдумы. Признайтесь, вам не скучно?
- Если честно, по-разному. В Госдуме много интересных людей, с которыми в простой жизни не встретишься. Хотя, конечно, эта работа не столь увлекательна, как космос... Все получилось случайно. В 99-м году я вновь была в составе экипажа на МКС, готовилась к полету. И тут мне предложили баллотироваться в Думу. Муж счел, что моя биография и звание Героя России идеально подходят для такого дела. Он взял на себя все выборные формальности. И параллельно уговаривал: "Ты два раза судьбу уже испытала, хватит". Я прислушалась к его мудрому совету. И стала депутатом.
- Тоскуете по космосу?
- Я бы, конечно, слетать еще хотела. Это очень необычное чувство - ты в невесомости. Видеть нашу Землю свысока - вообще фантастика. В прошлом году я была в Мурманске, где попросила пустить меня на подлодку. И вдруг поняла, что там, внутри, пахнет, как в космическом корабле. Этот запах - как наркотик... Альпинистов же постоянно тянет в горы... Человек так устроен: ему всегда хочется преодолеть самого себя. Может, и слетаю еще.