ПОЖАЛУЙ, в истории русского балета не было более скандального персонажа, чем Анастасия ВОЛОЧКОВА: словно сетями, она опутана сегодня бесконечными судебными разбирательствами. А начиналось все так хорошо! Юная Настя Волочкова с отличием закончила Российскую академию балета им. Вагановой, была зачислена в труппу Мариинского театра. Она проработает там пять лет и перейдет затем в 1998 году в Большой театр, где исполнит ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Баядерка", "Раймонда", "Конек-Горбунок", "Спящая красавица". Потом дирекция ГАБТа сочтет, что больше в услугах Волочковой не нуждается...
"Моих партнеров избили"
- СИТУАЦИЯ в Большом так накалилась из-за вашего лишнего веса...
- Весь абсурд заключается в том, что и худеть-то мне не нужно. Ни на 10 кг, ни на сколько бы то ни было. Данные Волочковой не отличаются от параметров тех балерин, которые танцуют в Большом и Мариинском театрах. Мой рост 170 см, вес 50 кг. Плюс у меня легкая кость. Кроме того, существуют в мире более высокие балерины - Ульяна Лопаткина, Сильвия Гиллем... Я благодарю Бога, что он дал мне такую фигуру. Пусть не худощавую, худосочную и бесформенную... Но я никогда не хотела бы, чтобы меня ассоциировали с молью. Когда видишь на сцене мощи, кожу да кости... Вряд ли на это приятно смотреть зрителю. Важны гармония и соответствие партнера и партнерши. Конечно, если поставить меня рядом с толстеньким маленьким мальчиком, я буду выглядеть здоровой лошадью. Но когда рядом со мной такие танцовщики, как Евгений Иванченко, Марк Перетокин, Владимир Непорожний, Константин Иванов - это совсем другое дело.
- Кстати, насчет последнего. Недавно вы сильно подвели его - обещали приехать на совместные гастроли в Кострому, но не явились. А ведь недавно Константин вас так выручил! Когда вам не с кем было танцевать в Краснодаре, он, бросив все свои дела в Москве, прилетел и выступил с вами.
- Очень больно, что все так вышло... Понимаете, мне сказали, что до Костромы - три часа езды. Обещали, что пришлют нормальную машину, предоставят охрану. Но прислали "Форд транзит". А что такое ехать в жару без кондиционера? Охраны тоже не было. Тем не менее я все-таки решила ехать, чтобы не подвести Костю. Но когда после пяти часов дороги я увидела вывеску, что до Костромы еще 220 км, то была в шоке. Предстояло ехать еще столько же! Ни на какую репетицию не успеваю. А выступление без репетиции чревато не только огрехами в исполнении, но и травмой. Мне не оставалось ничего иного, как вернуться в Москву. Я готова была выехать в 7 утра в Кострому на своей машине и с собственной охраной. Но мне важно было знать, что меня еще ждут, т. к. Костя предупредил, что будет искать другую балерину. А дозвониться до Константина не удалось: он не брал трубку.
- Многие ваши партнеры отказались танцевать с вами, сказав: "Ее не поднять"...
- Мне известно, что в Большом театре на ребят, которые со мной танцевали, было оказано давление. Многие подходили и честно признавались, что их просили отказаться работать со мной. Однажды троих моих партнеров избили... У одного отобрали машину и вообще все, что он заработал за всю жизнь. Я им сердечно благодарна, что вопреки угрозам в их адрес они продолжают со мной работать. Что касается Коли Цискаридзе, что бы он ни говорил в прессе, я ему благодарна: в те дни, когда меня уже увольняли из Большого театра, он до последнего со мной репетировал.
- Когда вас уволили из ГАБТа, вы решили судиться, оценив моральный ущерб сначала в один рубль. Потом подали в суд еще раз и потребовали уже миллион долларов...
- У меня не было здесь финансового интереса. Стоял вопрос защиты чести и достоинства. Я подала в суд не на Большой театр, а лично на директора ГАБТа Иксанова, который унизил меня. Когда он выступал по ТВ, то прибавил мне 10 см роста и несколько килограммов веса. После этого его заявления ко мне приехали иностранные журналисты, начали измерять мой рост. Моя мама, глядя на это, расплакалась - настолько все было унизительно... Абсурд в том, что мне сообщили письмом, что я уволена, оказывается, даже не с момента получения приказа, а 78 дней назад. Меня сначала выгнали, а потом начали придумывать за что. Тогда и возникли "причины": тяжелая, большая, партнера нет... То, как ведет себя Иксанов, показывает его ущербность. Иначе это не назовешь. Русский балет был всегда искусством недосягаемым. А сегодня он всех ставит к линейке и рассчитывает, кто какого роста. Так может поступить только человек, который ничего не смыслит в балете. Да он и сам этого не скрывает - в своих интервью Иксанов говорит, что ничего не понимает в балете, в опере, в театре в целом. Только непонятно, почему тогда такой человек сидит в руководстве ГАБТа.
Министр культуры Швыдкой (теперь уже бывший) сначала дал мне звание заслуженной артистки РФ, а через пару месяцев вдруг изменил свое мнение и сказал, что в Большом театре мне нужно танцевать роль четвертого лебедя в "Лебедином озере". Удивляюсь двуличности такого рода людей.
Мои позиции в Большом театре благодаря суду сегодня восстановлены. Считаю, что это победа: немногим людям удавалось выигрывать судебные разбирательства у Большого театра. Но, естественно, мне сейчас не дают танцевать. У меня нет ни одного спектакля.
- Постойте. Вам ежемесячно предлагают танцевать, но вы каждый раз берете больничный лист. Недавно отказались исполнять партию Феи Сирени в "Спящей красавице", которую гениально танцевала сама Майя Плисецкая.
- Да, не скрою, что маленькие вставные вариации, в которых балерина танцует без партнера, я сегодня отказываюсь исполнять в Большом. Что касается Феи Сирени, то это была одна из моих любимых партий в Мариинском театре. С удовольствием исполню и Фею, и директора кладбища. (Так в балетном мире в шутку называют партию Мирты в "Жизели". - О. Ш.) Но только тогда, когда мне вернут весь мой основной репертуар. А если я сейчас начну танцевать второстепенные партии, весь мир поверит г-ну Иксанову: в то, что у меня нет партнера. А пока буду ездить в Краснодар в театр Юрия Григоровича и танцевать его спектакли. Для меня сегодня балет там, где Григорович.
- Существуют и другие театры, зачем вам именно Большой?
- Я не скрываю, что буду до конца отстаивать свое право работать в Большом. Это право мне давал не Иксанов. Не хочу из-за денежного воротилы (не буду называть его фамилию), для которого ГАБТ - средство наживы, оставлять свою профессию. Сейчас мне 28 лет, и до 35 (когда, на мой взгляд, наступает закат балетной карьеры) еще есть время.
"Не могу помыться"
- Я ВИДЕЛА фото вашей квартиры... Говорят, Эрмитаж по сравнению с Настиной "золотой клеткой" отдыхает. Неужели на такой дом можно заработать честным путем?
- Когда я только приехала в Москву, то жила в диких условиях - рядом обитали бомжи, на лестничной площадке пахло, извините, мочой. Условия были настолько убогими, что стыдно было кого-то пригласить в гости. Но тогда почему-то никого не интересовало, как живет балерина Волочкова. А сегодня, когда я могу себе позволить жить в красивой квартире, это вдруг вызвало резонанс. Если я люблю изумрудный цвет в интерьере - это цвет моих глаз, то, надеюсь, мне позволят сделать одну из стен зеленой. И не собираюсь отчитываться за это! В Интернете по моей квартире сегодня водят экскурсии для всей страны. (Дизайнеры, которые занимались ремонтом, без разрешения в мое отсутствие сделали фото- и видеосъемку.) Мою квартиру показывали по ТВ... И никому не приходит в голову, что это аморально. Я даже не могу спокойно помыться, так как знаю, что в моей ванной сейчас - тысячи людей!
- Дизайнеры утверждают, что вы недоплатили им за работу 76 тыс. долларов...
- У каждого нормального человека этот вопрос сразу отпадает: все понимают, что в долг сегодня никто ремонт не делает. А тут вдруг через два с половиной года люди вспомнили, что, оказывается, им недоплатили деньги. Судебных исков против меня так много, что я даже потеряла им счет. На меня эти иски навешивают, а потом обвиняют, что бегаю по судам.
- Настя, а почему именно с вами происходят все эти скандалы?
- Неужели вы не понимаете, что все это спланировано? Совершенно очевидно, что что-то здесь нечисто, когда вдруг в одночасье меня увольняют из Большого театра, в то же самое время сбрасывается иск на мою московскую квартиру, которую, слава богу, удалось отстоять. Следом какие-то нелепые претензии со стороны дизайнеров питерской квартиры. Потом вдруг у меня отнимают паспорт на границе без всяких оснований и причин. Когда организуются мои сольные программы, саботируется продажа билетов... Ко мне в гримерку приносят корзины цветов, а там - записки со страшными угрозами.
- Кто эта мистическая фигура, "денежный воротила", который так старается испортить вам жизнь?
- Это вовсе не мистическая фигура, а обиженный мужчина, у которого уязвлено мужское самолюбие. Всеми своими действиями против меня и вообще против женщин он лишь доказывает свою ущербность. Он - олигарх, не жалеет денег, чтобы убрать меня из балета и подвергнуть мытарствам и мучениям.
- Я правильно понимаю: вы отвергли его любовь?
- Да. Он сказал: "Если ты и будешь танцевать, то только на дискотеке. И то не в Москве".
- Можете представить, что ваш избранник будет беднее, чем вы?
- Глупо говорить, что можно выйти замуж за сантехника. Естественно, нет. Я считаю, что человек, который будет рядом со мной, конечно же, должен жить в достатке, чтобы у него были деньги мне на цветы и на то, чтобы обеспечивать достойный уровень жизни и себе, и мне, и детям. Но часто бывает: отнимут у богача его денежный мешок, и ничего не остается от человека. Так что деньги для меня тоже не самоцель. Я и сама в принципе могу их заработать!
Анекдот в тему
- Почему балерины ходят на цыпочках?
- Чтобы не разбудить зрителей.