НЕЗАДОЛГО до оглашения президентского послания стало известно о двух новациях, которые могут кардинально изменить политический климат в стране. При всей своей неоднозначности обе идеи одобрены Кремлем. А значит, имеют все шансы на претворение в жизнь.
Конец одномандатникам
СУТЬ первой инициативы - избирать всех 450 депутатов Госдумы только по партийным спискам. Одномандатные округа отменить. Главный аргумент "за": пропорциональная система поможет укрепить партии. К тому же, как заметил в интервью "АиФ" высокопоставленный сотрудник администрации президента, "мажоритарные выборы превратились в соревнование денег и связей".
С этим, правда, согласны не все. "Сегодня, согласно опросам, доверие партиям и парламенту составляет от 1 до 3%, - говорит независимый депутат Владимир Рыжков. - Если же ликвидировать одномандатные округа, то есть прямую связь депутата с избирателем, авторитет Думы упадет еще ниже. Куда люди будут ходить, если не будет одномандатников? В райком "Единой России"? Кроме того, на прошлых выборах в первую очередь продавали места в партсписках. Чисто пропорциональная система сделает выборы еще более коррупционными".
По мнению политолога Станислава Белковского, власть стремится нейтрализовать возможное недовольство социальными реформами. "В 2007 г. протестное голосование в одномандатных округах может привести в парламент непредсказуемых политиков". Однако отказ от мажоритарной системы еще опаснее, считает эксперт. "Партии, оказавшись в парламенте без одномандатников, будут еще более иллюзорными по сравнению с сегодняшними. Это будут виртуальные политические конструкции, обязанные своим местом в Думе исключительно Кремлю. И тогда следующие выборы уже не будут интересовать никого. С социальным протестом Путин останется один на один".
Роскошь референдумов
НЕ МЕНЬШЕ споров вызвал внесенный президентом проект закона о референдуме. До сих пор, чтобы инициировать референдум, было достаточно организовать группу неравнодушных граждан из 100 человек и собрать 2 млн. подписей за 3 месяца. По новому закону потребуется создавать такие "сотни" уже не менее чем в 45 регионах и собирать 2 млн. подписей всего за 45 дней. Появляется и перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум. Этот как раз больше всего не нравится оппозиции - коммунисты, например, не прочь оспорить на референдуме Земельный кодекс и другие законы. "Власть не хочет слушать уже не только политических оппонентов, но и мнение народа, - говорит зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. - По новой процедуре провести референдум без санкции свыше будет невероятно сложно. Это свертывание демократии".
В Кремле с этим не согласны. Как сказал тот же источник, "вспомните, перед президентскими выборами кричали, что по новому закону нельзя собрать подписи. И что? Кто хотел, все собрали. Так и с референдумом. Но надо, чтобы всенародное обсуждение служило не амбициям отдельных политиков, а всему народу. Сегодня референдум может инициировать кто угодно. Это не демократия, а безобразие".
Впрочем, последний всероссийский референдум провел не кто угодно, а президент Б. Ельцин - в декабре 1993 г. страна принимала Конституцию. С тех пор попытки предпринимались несколько раз и, как правило, перед выборами. В 1999 г. СПС раскручивал идею референдума о профессиональной армии. В 2001 г. "Яблоко" пообещало провести референдум на тему ввоза в Россию ядерных отходов. Наконец, к 2003 г. коммунисты задумали провести референдум о земле, о квартплате, о привязке пенсий и зарплат к прожиточному минимуму и о национализации естественных монополий. Тогда Дума приняла запрет на проведение плебисцитов в предвыборный год.
Нынешний законопроект, похоже, призван окончательно охладить пыл оппозиционеров. "Вопросы, которые выносятся на референдум, должны волновать жителей многих регионов страны, - сказал нам вице-спикер Госдумы от "Единой России" Вячеслав Володин. - Для его организации нужна серьезная оргработа. Это оправданно, так как стоимость референдума - как минимум 2,8 млрд. рублей". Судя по этим настроениям, новый закон пройдет в Думе на ура. И референдум окончательно станет "демократической роскошью".
Тем временем такой роскошью, видимо, уже становятся демонстрации и митинги. На днях депутаты утвердили во втором чтении соответствующий законопроект. С одной стороны, разрешительный порядок был заменен на уведомительный. Значительно расширен и перечень "митинговых" мест. В начальном проекте исключалась территория у административных и правительственных зданий. С другой стороны, у властей осталась возможность для отказа. А чиновники под разными предлогами смогут потребовать прекратить даже санкционированное мероприятие. Митингующим останется лишь тихо разойтись по домам.