ДО КОНЦА месяца Госдума рассмотрит президентский законопроект о новой вертикали власти, отменяющий прямые выборы губернаторов. На очереди - кардинальный пересмотр порядка избрания самих депутатов. Власти называют эти меры, которые помогут в борьбе с терроризмом, укреплением государства. Оппозиция - "закручиванием гаек". О том, как видится реформа с думской "колокольни", "АиФ" рассказал спикер Государственной думы Борис ГРЫЗЛОВ.
- БОРИС Вячеславович, сегодня активно обсуждается идея избрания руководителей субъектов Федерации законодательными собраниями по представлению президента. Когда она обретет силу закона?
- Такой законопроект внесен в Государственную думу, и первое чтение пройдет 29 октября. Примерно к середине декабря он может быть окончательно принят и подписан. Однако в законе сказано, что все выборы, назначенные до его принятия, должны состояться.
- А как вы думаете, избранные до вступления в силу нового закона губернаторы доработают свой срок?
- Проект закона не предполагает отзыва губернаторов, которые были ранее избраны. Но если губернатор захочет подать в отставку, чтобы быть переизбранным по новой схеме, - это его право.
"Черный список"
- БУДУТ ли партии предлагать кандидатов на пост глав субъектов Федерации?
- Безусловно. Любая партия создается для борьбы за власть. Поэтому "Единая Россия" уже сейчас начинает подбирать кадры. Это будут минимум две кандидатуры, которые могут занять этот пост, и еще одна кандидатура на будущее, "на вырост". Эта работа будет вестись, я думаю, и в других партиях. Так что президенту будет из кого выбирать.
- А прописана ли в законе система оценки работы глав регионов?
- Критерий оценки очевиден: это качество жизни людей. Как оно меняется за время руководства.
- И это может стать поводом для досрочного отзыва?
- Да, президент или Законодательное собрание региона может начать процедуру отзыва, если данный руководитель не отвечает тем качествам, которым он должен соответствовать. Ведь сегодня мы видим, что в одних субъектах Федерации растет экономика, у людей достойная заработная плата. В других же усугубляются проблемы. Если еще год назад было 29 высокодотационных регионов, то сейчас их уже 31. Попадание в этот список свидетельствует о неумении главы руководить своим регионом.
- Должны ли, на ваш взгляд, избираться и мэры крупных городов?
- Я считаю, что муниципальное управление должно быть избираемым гражданами напрямую. Местные органы власти максимально приближены к гражданам, и те должны непосредственно участвовать в их формировании.
- Идет много споров о реформировании избирательной системы, когда Дума будет состоять только из представителей партии, без одномандатников. Это же шаг назад!
- Сейчас высказана идея - избирать Думу только по партийным спискам, но привязанным к регионам. Предполагается, что федеральный список будет состоять всего из трех фамилий, а далее будут идти региональные группы. И люди будут голосовать не только за партию, но и за конкретных ее представителей. Это будет прозрачный список. Там трудно будет протащить "денежные мешки".
- Откуда узнают этих "конкретных представителей", если у нас и партий-то толком не знают?
- В Думу внесен законопроект, касающийся увеличения численности партии при регистрации. Если по старому закону достаточно было 10 тыс. членов партии, то теперь предложена цифра 50 тыс. Плюс наличие отделений не менее чем в 50 субъектах Федерации. Это тоже направлено на то, чтобы партия была осязаемая, понятная, внятная. Кроме того, уже увеличен барьер для прохождения в Думу. Если на выборах 2003 года он составлял 5%, то на будущих выборах будет 7%. И я считаю, что этот процент достаточный. Его не следует повышать (такие предложения уже звучали). Тем более что мы с 7%-ным барьером еще и не работали.
Я думаю, что это будет стимулировать к объединению партии и общественные организации, имеющие схожие взгляды. Лично для меня было большим разочарованием, что в эту Думу не прошли правые партии - СПС, "Яблоко". Надеюсь, что на будущие выборы правые пойдут единым фронтом и смогут преодолеть 7-процентный барьер. Они нужны в Думе. Есть в идеологии правых то, что нужно развивающейся экономике. Нужна классическая схема в Думе и в политике - правые, социал-демократы, партия центра, к которой мы относим "Единую Россию". Если барьер преодолеют 4-5 партий, это будет хорошо.
Законом - по террору
- ПРОШЛО два года после трагедии "Норд-Оста". За это время и в России, и в других странах вновь произошли теракты, повлекшие огромные жертвы. Теракт в Беслане сравнивают с ударами террористов по США в сентябре 2001 г. Что предпринимает Госдума по обузданию террористов?
- 3 сентября на экстренном заседании Совета Думы все были единодушны: действующие законы перестали соответствовать масштабам угрозы. Прозвучали предложения о внесении поправок в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, в закон "Об обороне" и в ряд других законов, о принятии федерального закона "О противодействии терроризму". Задача - сделать замыслы террористов трудноисполнимыми уже на стадии приготовления к теракту.
Скажем, терроризм бессилен без финансовой базы, без накопления и переброски крупных денежных средств. Поэтому в числе предложений: введение обязательного контроля операций по банковским счетам, контрагентами которых являются офшорные банки или компании; отслеживание операций с деньгами или имуществом, начиная от уровня 90 тысяч рублей (вместо нынешних 600 тысяч) и платежей в один и тот же адрес, производимых на протяжении короткого срока, после превышения суммарного итога в 90 тысяч рублей; предлагается включить в перечень контролируемых организаций фирмы, торгующие автомобильной и иной дорогостоящей техникой.
Сейчас рабочая группа предложила пакет из 44 законопроектов в сфере обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Отдельные инициативы, на мой взгляд, являются, мягко говоря, спорными. Это, в частности, идея отмены моратория на применение смертной казни.
- Вы наверняка обсуждали проблемы борьбы с терроризмом со своими зарубежными коллегами-парламентариями. Что после 11 сентября предприняли американские конгрессмены?
- В США был принят Акт о единении и усилении Америки с помощью мер против терроризма. Этот закон дал новые полномочия полиции и спецслужбам, ужесточил банковские и иммиграционные нормы и правила. Например, он предусматривает тайные обыски у подозреваемого, доступ к его компьютеру и личным данным, включая медицинские, вплоть до получения списка книг, которые он берет в библиотеке, покупает по кредитной карте или через Интернет.
Сегодня среди мер, обсуждаемых в Конгрессе США, есть и упрощение процедуры высылки иностранцев, подозреваемых в терроризме. Доказывать причастность депортируемого к терроризму не требуется. Эти дела изымаются из ведения судов общей юрисдикции - вопрос решается министерством внутренней безопасности (созданным в 2002 году), на закрытых слушаниях. Апелляции не предусмотрены.
- Не раз высказывалось справедливое опасение: если пойти на ограничение демократии ради ее сохранения, то потом, возможно, будет трудно остановиться.
- Такая угроза есть, и, чтобы ее снять, демократические страны должны обсуждать и согласовывать свои вынужденные шаги, вместо того чтобы громогласно осуждать друг друга. Надо учитывать, что меры, имевшие успех в другой стране, не всегда автоматически могут быть воспроизведены у нас.
Но что можно было бы сделать совместно, так это заключить международное соглашение о недопуске террористов, их пособников и идеологов в эфир и печать. По сути, СМИ сегодня обеспечивают террористам бесплатную всемирную рекламу. Терроризм во многом держится на прямом эфире - вспомним атаку на нью-йоркские небоскребы и захват Театрального центра на Дубровке. Известно, что террористы широко используют возможности сети Интернет. Демократическим странам необходимо договориться об уничтожении экстремистских сайтов.
- Насколько мировое сообщество готово к такому взаимодействию? Ведь это ограничение свободы слова. Да и проблема двойных стандартов реально существует...
- Величайшим достижением последних лет (это мое глубокое убеждение) являются свобода слова, права человека. Сегодня любой гражданин нашей страны может высказывать свое мнение открыто, и никаких преследований в связи с этим у нас в стране нет и не должно быть. А что касается пропаганды экстремизма, то от этой проблемы страдают не только Россия и Израиль. Агентство Рейтер не допускало употребления слова "террористы" даже в отношении исполнителей теракта 11 сентября 2001 г. Точно так же шайку международных террористов, захвативших школу в Беслане, СМИ в разных концах мира величали партизанами, повстанцами, радикалами и даже "чеченскими бойцами". Но надо помнить: только единая антитеррористическая коалиция сможет искоренить двойные стандарты.