ПРОТОИЕРЕЙ Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия, рассказывает о причинах жестокости современного мира и о милосердии.
- ОТЕЦ АРКАДИЙ, почему одни люди милосердны, а другие нет? Взять хотя бы последние трагические события - кто-то готов отдать последнее, чтобы помочь пострадавшим, а кого-то чужое горе не трогает.
- Для человека неверующего остается загадкой, зачем люди пекутся не о своем благе, а о благе других. А для верующего очевидно, что это нужно в первую очередь ему самому, потому что он хочет научиться любви к ближнему, а любовь - самая большая радость. В милосердии весь смысл человеческого существования.
- В "АиФ" N 22 мы писали о работе сестер Свято-Димитриевского училища в неврологическом отделении Первой градской больницы, где большинство пациентов неизлечимо больны. Скажите, как они могут ежедневно выдерживать все это?
- Ну, на самом деле выдерживают не все, некоторые уходят, потому что это действительно трудно. А для остальных источником сил и вдохновения является Бог. У нас была одна сестра милосердия. Так вот она патологически боялась грязи. Мыла руки, как хирург, до локтей. И при этом работала в больнице - мыла полы, выносила судна. Для нее это был подвиг. Если человек хочет победить в себе брезгливость, это возможно. Вопрос в том, насколько он хочет себя преодолеть. Дело спасения - дело добровольное.
- До революции общину сестер милосердия поддерживали меценаты. Вам бизнесмены помогают?
- Помогают. Без этого мы не смогли бы. В нашей структуре около 300 работающих людей, 100 сестер милосердия, два детских дома, богадельня, патронажная служба.
- Солидную сумму может пожертвовать человек богатый, а у него деньги могут быть и весьма сомнительного происхождения...
- Есть такое правило: деньги, полученные нечестным путем, не могут быть жертвой на храм, но могут быть жертвой на что-то другое.
В нашу больницу иногда попадают после криминальных разборок. Одного из пострадавших навещал мужчина и принес мне деньги: "Хочу пожертвовать". Спрашиваю, чем он занимается. "Ну, батюшка, это трудно объяснить... Нам люди сами деньги приносят". Я понял: что-то тут не то. На храм эти деньги я принять не могу, а на детский приют взял. Ему на Страшном суде, может, будет облегчение. Все-таки детям помог.
- Милостыня - это тоже помощь ближнему. Но сейчас не поймешь, кому подать, развелась целая армия "профессиональных" попрошаек. Как быть?
- Человек должен действовать по совести. Святой Иоанн Златоуст, вспоминая слова Христа: "У кого две одежды, то дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (Евангелие от Луки), говорит: "Если у меня две рубашки, а у кого-то нет, значит, я вор". Бомжи, попрошайки в метро - несчастные люди. Если у меня есть, а у них нет, почему я не могу с ними поделиться? Вот, говорят, они на водку берут. Но я пью вино в праздники, пусть они тоже выпьют. В Австрии у меня есть знакомая, католичка. Она подает милостыню и всегда нищему говорит: "Только ты мне обещай, что купишь что-нибудь полезное, а не бутылку". И считает, что по совести поступила. В Америке я видел негра-бомжа. У него на груди висел плакат: "Зачем лгать? Я хочу пива". Ему подавали.
- Говорят, мы сами попрошаек плодим, потому что им подаем. Как стать по-настоящему милосердным?
- Уничтожить возникшую привычку ко злу возможно только с помощью Божьей. Просто усилием воли не получится! Приведу в пример йогов. Они борются со своей природой, побеждают в себе желание есть, пить, спать, но гордыни они в себе победить не могут. Зло в них трансформируется, но не исчезает.
- Доброту надо воспитывать с детства. Что посоветуете?
- Сейчас для нас героями стали актеры, политики, певцы, которые внешне живут очень ярко и богато. Раньше же примером для людей были святые. Вот и нужно воспитывать детей на заповедях евангельских и на примере жизни святых.
- На Западе сегодня тоже популярны герои светские - звезды Голливуда, фотомодели... Однако благотворительности в других странах больше, чем у нас. Почему?
- У них сохранились традиции, у нас же 70 лет уничтожали веру, а она - основа милосердия. Вот, например, в Америке есть епископальная церковь, в которой выставляют столики и кормят несколько тысяч бомжей в день. В Москве тоже есть храмы, где кормят бомжей. Так там жители жалуются, что окрестные подъезды превращены в туалеты. Другая проблема: каждую зиму на улицах Москвы замерзают от 300 до 800 человек. Недавно из Канады приезжал к нам один человек и спрашивает: "Почему вы не открываете зимой станции метро? Пусть там бомжи ночью греются". Но опять же, у них в Канаде туалеты на каждой станции есть, а у нас нет. До сих пор наше государство не поняло, что может решить множество социальных проблем с помощью церкви. У верующих людей совершенно иная мотивация. Их не интересуют деньги, карьера. Они просто служат другим. Это иное качество социальной помощи.