В МОСКВУ приезжал Ван КЛИБЕРН. Имя этого американского пианиста - знаковое. Победив в 1958 г. на I Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, Клиберн стал предвестником окончания "холодной войны" между СССР и США. Много лет потом советские граждане скупали пластинки Клиберна и любовно именовали его Ванюшей...
Музыка в утешение
- ГОСПОДИН Клиберн, в жизни человечества настал трагический период - террористы берут в заложники даже маленьких детей.
- Думаю, у каждого, кто видел по телевизору убитых в Беслане малышей, вырвана частичка сердца... У меня нет детей, но я могу представить отчаяние тех, кто потерял самое важное - своего ребенка... Терроризм нельзя победить ответными злыми мерами. Я не политик и могу только давать благотворительные концерты... Все средства от выступлений в Москве будут перечислены жертвам Беслана.
Мое твердое убеждение: классическая музыка дана людям в утешение и в помощь, чтобы уметь справляться с трагедиями. Господь подарил нам Чайковского и Рахманинова, чтобы вразумить.
- Вы считаете, классическая музыка нужна людям? А ведь многие ее не любят и не понимают.
- Думаю, она всем нужна. Если вы хотите научиться говорить по-русски, вы не можете начинать изучать этот прекрасный язык с комиксов и анекдотов. Вам в любом случае придется узнать, кто такие Достоевский и Толстой - они являют собой высокий стандарт. Когда тебе 25 лет, ты идешь на вечеринку, развлекаешься, выпиваешь... Но приходит время, когда все вдруг становится серьезно. И именно в эти моменты понимаешь, насколько важна классическая музыка. Так было всегда. И так будет.
- Хотела спросить ваше мнение насчет "Тату"...
- Я слишком консервативен, я бы никогда не сделал татуировку!
- Я имела в виду российскую поп-группу "Тату"... Что вы думаете о сегодняшней эпохе масскультуры?
- К сожалению или к счастью, я не знаю такую группу - "Тату". Что касается масскультуры, могу сказать одно: то, что хорошо, не всегда популярно. А то, что популярно, не всегда хорошо. Если вы мне скажете, что поп-культуру предпочитает большинство, я вам отвечу: Иисуса Христа распяло тоже большинство. И только единицы пытались его защитить.
- Российский музыкант Николай Петров сказал: "Пианист и музыкант - совершенно разные понятия". О вас часто говорят, что вы - отличный пианист. Но стали ли вы гениальным музыкантом?
- Я был гениальным только в течение получаса один раз в жизни - на Конкурсе Чайковского в 1958 году. В тот момент я реально ощутил: на меня снизошло Господне благословение. Я играл так, как не играл больше никогда в жизни.
- Когда в 1958 году вам предложили принять участие в Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, согласились без раздумий?
- Нет. Я понимал: у американца в Советском Союзе шансы на победу сведены к нулю и конкурс организовывается, чтобы доказать превосходство советской исполнительской школы.
Но моя учительница миссис Розина Бесси-Левина заставляла меня играть по 9-10 часов в день. Она была из СССР, выпускница Московской консерватории, и всегда говорила: "Помни русскую поговорку "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"!" После этих репетиций я падал замертво. Советскую визу я получил только за два дня до вылета.
После выступления на Конкурсе Чайковского ко мне подошли русские педагоги и сказали: "Мы думали, что Рахманинова и Чайковского дано чувствовать только русским. Мы ошиблись". Гениальный Святослав Рихтер поставил напротив моей фамилии высший балл - 25. Остальных участников конкурса он оценил в ноль баллов... Мне рассказывали, что судьи конкурса безумно боялись отдать первую премию американцу. Председатель жюри даже встречался с мистером Хрущевым, чтобы посоветоваться на этот счет. И... мистер Хрущев, слышавший по радио, как я играю, сказал: "Победителем I Международного конкурса имени Чайковского должен стать американец Ван Клиберн. Искусство свободно от предрассудков!" Мистер Хрущев потом показывал мне Москву, вел себя просто, как папа, пытался накормить: "А то ты, Ваня, слишком худой!".
Я жил в гостинице "Пекин", и около входа меня всегда ожидали русские поклонники. Мне дарили банки с вареньем, вязаные шерстяные носки, шапки... Письма для меня шли по смешному адресу: "Консерватория. Ване Клиберну". Одну из записок я храню до сих пор: "Ванюша, дорогой! Оставайтесь в Москве, в СССР. Неужели бы мы вас здесь меньше ценили, любили бы?" Я никогда не забуду лето 1958 года. Я был тогда самым счастливым.
Forever young
- КОГДА недавно Путин вручил вам орден Дружбы, что вы испытали?
- Конечно, я был счастлив, даже чуть не заплакал от гордости. Ваша страна очень много значит для меня. Вы все - такие близкие, такие родные. Обрадовался до слез, увидев на концертах тех, кто был на моих выступлениях 10, 20 лет назад...
- Вы знали многих руководителей США и СССР...
- Меня всегда приглашали в Белый дом, когда в США приезжал кто-нибудь из руководителей Советского Союза. И, должен сказать, все они производили на меня впечатление людей, которые очень хотят улучшить жизнь своего народа. Может быть, не все у них получалось, но они старались.
Когда в Америку приезжал президент Путин, госпожа Буш пригласила меня на свое ранчо. Я видел, как мистер Путин внимательно слушает мою игру, и понял: он - человек, очень тонко ее чувствующий. Вашей стране здорово повезло - ваш президент не только любит музыку, но и понимает ее.
- Глядя на вас, такого эмоционального и живого, не верится, что вам уже 70 лет.
- Жизнь пробегает молниеносно. Иногда мне даже страшно думать о том, что мне 70. Я думаю: неужели я пенсионер?! И тут же сам себя одергиваю: нет! Я - молодой! Английский поэт Сэмюэль Джонсон сказал: "В 77 лет пора уже стать серьезным!" Может, в 77 лет я стану серьезным старым дядечкой. Но сегодня - нет!!!
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью артистическое агентство "Интеркультура".
Смотрите также: