ДВА дня у центрального входа в Дом кино дежурили "скорые". В Доме кино проходил VI съезд Союза кинематографистов России. Страсти бурлили. На второй день стало плохо делегату из Ростова. Неудивительно - средний возраст участников съезда, как невесело пошутил кто-то из журналистов, 99 лет. Один из самых мощных и влиятельных некогда творческих союзов сегодня катастрофически постарел, а некоторые считают, что в моральном и творческом смысле - и вовсе мертв.
СЪЕЗД проходил в атмосфере чудовищной скандальности, постыдных взаимообвинений и грязных взаиморазоблачений. А о том, в каком состоянии пребывает сегодня российское кино, за два дня не было сказано буквально(!) - ни слова: ни названий картин, ни имен режиссеров, ни мастеров, ни дебютантов. Известных, талантливых кинематографистов среднего поколения в зале не было вовсе. Зачем им все это нужно, весь этот бардак, прорвавшийся гнойник?
Ломались копья, лилась грязь, сосался валидол из-за дележа собственности, недвижимости, финансов. Союз кинематографистов - это пятитысячная всероссийская организация (3 тыс. 800 членов только в Москве). Во всех регионах России и в первую очередь в столице ему принадлежит множество зданий, помещений, площадей, кинозалов. В Москве два самых значимых объекта - "Киноцентр" (18 тыс. м2 в самом центре города) и Дом кино (9 тыс. м2 в центре же), а также Дом творчества "Болшево" (Дом творчества "Красная Пахра" продан в 2001 году), Дом ветеранов кино, где сегодня проживают лишь 23 человека. А еще - некое "помещение" в 470 м2 на ул. Черняховского, некие "спорные" магазины по соседству со зданием Дома кино. Всего же за отчетный период СК пережил 276 судебных заседаний, потратив на это 17 тыс. человекочасов!
И в отчетном докладе г-на Михалкова, и в отчете ревизионной комиссии, и в выступлении управделами СК г-на Лосева сплошь звучала цифирь. Мелькало "аудит, депозит, дивиденды, акции, дисконт, кредит, заем, арендные платы, ставки, платежи, учетные ведомости и платежи, счета и проценты, квадратные метры и миллионы (да-да именно!) рублей и долларов".
Повторю - вдаваться в суть взаимных разоблачений "сторон" в воровстве и финансовых махинациях и подлогах не в компетенции газеты. Тем более что дело о руководстве ЗАО "Киноцентр" будет передано, по словам г-на Семаго, в московскую прокуратуру. Установление законности - дело суда, если речь действительно идет о злоупотреблениях служебным положением. На съезде много говорилось о прямых подлогах, когда под именем СК и с использованием бланков СК приобретались гигантские площади, в семь раз превышающие площадь Киноцентра, для строительства некоего "Центра искусств" на Садовнической (говорят, разрешение подписано Ю. Лужковым). Подавать в суд собираются и "заговорщики" из Московского союза кинематографистов, наиболее рьяные противники Михалкова - они сомневаются в легитимности голосования (выборы фактически проходили дважды - тайно и открыто).
"Главное, мы должны сберечь наше товарищество", - часто повторял последний глава СК СССР, умерший год назад Элем Климов. Видел бы он то, что происходит сегодня в Союзе! И совершенно неизвестно, зачем все это нужно Никите Михалкову, оскаровскому лауреату. Известно зато, что Михалков собирается "реконструировать", то есть, по сути, снести здание Дома кино и построить новый комплекс в 9 тыс. м2, половину которого сдавать в аренду за очередные мифические (где прежние-то?) миллионы долларов. Быть может, выскажу крамольную мысль - снести бы вот так и сам Союз кинематографистов как саморазвенчавшийся? Ведь живут же без всяких союзов во всем мире творческие люди. И лишь у нас поразительно живуче это сталинское порождение - творческие союзы.