Примерное время чтения: 6 минут
200

Футбол: игры спонсоров

РОССИЙСКИЙ футбольный чемпионат выходит на финишную прямую. Не пройдет и двух недель, как страна узнает своего нового чемпиона.

О НЫНЕШНЕМ турнире говорят как об одном из самых скандальных - одних зарубежных специалистов приехало и уехало четыре штуки. За субъективное судейство отстранены от работы семь арбитров. Футболисты ЦСКА и "Сатурна", вместо того чтобы бить по мячу, били по физиономиям друг друга, при этом остались почти безнаказанными. Зато теперь, в конце чемпионата, когда каждая боевая единица у клубов на счету, принимается решение о дисквалификации игроков "Зенита" и "Локомотива" за куда меньшие проступки... За всеми этими событиями маячат десятки миллионов долларов, которые особенно густо текли в этом году в наши футбольные клубы. Миллионы нефтяных, металлургических олигархов, банкиров, сенаторов. Почему сильных мира сего так рвет на футбольное поле? "АиФ" попытался разобраться в этом вопросе с помощью ректора Международной академии футбольной и спортивной индустрии, академика РАЕН Михаила ИОФФЕ.

- За последний год было объявлено о нескольких крупных спонсорских соглашениях: "Сибнефть" дает деньги ЦСКА, "Нафта" - "Сатурну"... Почему нефтегазовые компании так тянет к футболу?

- Что такое вообще спонсор в футболе? Это когда компания получает возможность использовать имя футбольного клуба и его популярность среди сотен тысяч людей для рекламы своего товара. Но в России спонсорство носит отличный от всего остального мира характер. Вот, например, нефтяная компания "Нафта" заключила договор с подмосковным "Сатурном" на 60 млн. долл. Наверное, только единицы болельщиков "Сатурна" станут заправляться на бензоколонках "Нафты" только потому, что это спонсор их команды. Получается, что деньги "ушли в песок". Уверяю вас, это не так. Скорее всего, компания получила в таком перспективном регионе, как Московская область, определенные льготы - выделение земельных участков в хороших местах, выгодные контракты и т. д. Все это в недалеком будущем с лихвой окупит их вложения.

- А зачем г-н Федорычев недавно приобрел контрольный пакет акций "Динамо"?

- Футбольная индустрия в России начала развиваться лишь лет пять назад, но перспективы - колоссальные. Признаюсь, если бы я был богатым человеком и хотел бы вложить деньги в футбол, то устремил бы свой взор прежде всего на "Динамо". Что такое "Динамо" для своего владельца? Стадион в центре столицы, сумасшедшая материально-техническая база, огромная территория. Здесь можно сформировать потрясающую инфраструктуру и получать с нее высочайший доход. Старый стадион можно трансформировать, построить фирменные магазины, центры развлечений. На мой взгляд, Федорычев просто опередил других людей, которые хотели попасть на это поле.

- В бюджетах многих клубов ("Шинник", "Ротор", "Рубин" и т. д.) существенную часть составляют деньги из местной казны. Неужели казенным средствам нет другого применения?

- Казенные деньги страшно развращают и уж тем более не способствуют развитию футбола. Но если их рассматривать как временное явление, поддерживающее клуб на этапе становления, то это оправданно. Деньги налогоплательщиков ведь не в пустоту уходят, а в идею. "Рубин" для Татарстана - это почти народная команда. Если есть замечательный клуб, благодаря которому Европа знает про Татарстан, почему бы не помочь ему? От этого и экономика региона начинает развиваться.

Но ни один российский футбольный клуб прибыль не приносит.

- На купле-продаже игроков можно заработать?

- Самый лучший показатель, который достигается на Западе: за что купили - за то продали. Другой вопрос, что деньги можно получать за счет "собственного питомника", который у нас находится в зачаточном состоянии. У "Ливерпуля", например, есть с десяток юношеских футбольных школ. В них происходит колоссальный отбор, они воспитывают футболистов, вкладывают миллионы. Зато потом продают своего воспитанника Оуэна и получают 12 млн. евро. Есть еще один момент, касающийся игроков, - раскрутка личностей. Например, Бекхэм. Многие фирмы заключали с ним рекламные контракты. Бекхэм разбогател, но и клуб с этого получил неплохие деньги.

- Получается, что российские клубы только тратят миллионы, без отдачи?

- На счета отечественных футбольных клубов деньги поступают лишь от спонсоров и от участия в европейских кубках. При этом у нас очень высокие зарплаты игроков, которые не всегда соответствуют их игре, уровню экономического положения команд. На это уходит почти 60-70% бюджета клуба. Так что имеем то, что имеем.


В. ДРАГАНОВ, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, экс-член исполкома РФС:

- ДО НЕДАВНЕГО времени многие футбольные клубы были игрушкой для наших губернаторов. Но сегодня становится сложно содержать команды за счет бюджетных денег, поэтому в футбол пришли деньги компаний. Не всегда это происходило добровольно. Я думаю, что "Донской Табак" дает деньги "Ростову", потому что на него давит местная администрация. Точно так же было в свое время с компанией "Исток", которую просто заставили спонсировать "Аланию". Но я полагаю, что футбол - один из перспективных видов бизнеса. При грамотном подходе наша футбольная лига через несколько лет будет конкурировать с испанской и итальянской. Тогда наши бизнесмены смогут вернуть свои деньги с прибылью.


Д. ЛЬВОВ, академик, руководитель секции экономики РАН:

- ВКЛАДЫВАТЬ деньги в развитие спорта - абсолютно нормальный процесс. Другой вопрос - насколько приоритетным является это направление для страны. Что касается олигархических миллионов в нашем футболе, то это я могу назвать только безнравственностью. Я недавно узнал, что Ростропович выделил крупную сумму на вакцинацию детей в нескольких областях. Спрашивается: а почему не олигархи? Да потому, что вакцинация от болезней - это незаметно, об этом не будут трубить на первых полосах газет. Другое дело - футбол. Олигархам нужна маска благодетеля для того, чтобы их лишний раз не спросили про происхождение денег. Только я вам хочу сказать, что своей любовью к футболу наши бизнесмены прикрывают свою нелюбовь к народу.


БЕЗ денег в современном спорте не обойтись. В "игре миллионов" бедняки могут выиграть матч-другой на морально-волевых качествах, но не более. Для стабильного результата нужны серьезные кадры и серьезные стимулы. Но деньги сами по себе роли не играют. Будь оно по-другому, "Спартак" бился бы сейчас за "золото" чемпионата, а не играл бы вничью с "Ротором", чей годовой бюджет вдвое меньше, чем цена одного нападающего москвичей Кавенаги. Эффект от одних и тех же денежных средств может быть абсолютно разный и определяется не только их толковым распоряжением, но и чистотой намерений. Кто-то приобретает стоящих футболистов, приглашает квалифицированного тренера, вкладывается в собственную школу и всерьез борется за лидерство. А кто-то занимается пополнением собственных карманов за счет разницы официальной и реальной цены игроков. Так что "Цена гола" () - это реальное отражение положения вещей в нашем футболе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно