Примерное время чтения: 4 минуты
185

Блеск и нищета "Пермских моторов"

ОАО "Пермские моторы" - совсем недавно этому в прошлом флагману советского авиаракетомоторостроения исполнилось 65 лет. Что стояло за этим значительным промежутком времени? Стремительный взлет в советский период. Освоение и выпуск двигателей практически для всех гражданских самолетов семейства "Ту". Уникальные и непревзойденные по многим характеристикам двигатели для сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Последняя надежда отечественного авиапрома - универсальный двигатель ПС-90А, с которым связываются наши попытки сохранить Россию как полноценного производителя магистральных, в том числе и трансатлантических самолетов.

За период "перестройки" ситуация кардинальным образом изменилась. От производителя авиадвигателя осталось только название. Реальная собственность находится в руках американской корпорации UTC, образовавшей совместно со своей "domaine" структурой "Интеррос" новое производство - ОАО "Пермский моторный завод", где они владеют свыше 50% акций. В настоящее время в руках подконтрольных им фирм сосредоточено свыше 50% акций КБ "Авиадвигатель". Благодаря перекрестному владению акциями осуществляется абсолютный, свыше 70%, контроль за производством двигателей для ракетоносителя "Протон". Плохо это или хорошо? Оставив для юристов и контрольных органов анализ соответствия ситуации Закону РФ об авиации, запрещающему владение иностранным юридическим лицам свыше 25% акций авиастроительных компаний, мы постараемся обратиться к экономической стороне дела. Как известно, в наше время деньги решают все. И в этом аспекте американские партнеры и "Интеррос" не скупятся на обещания. Здесь и программа модернизации двигателя ПС-90А в размере 125 млн. долларов, и участие в освоении военных образцов двигателей, и уж тем более впечатляющие предложения по сотрудничеству с ОАО "Газпром" и РАО ЕЭС. От планируемых дивидендов голова вообще идет кругом. Ведь счет идет на миллиарды долларов.

Но реальная сторона выглядит, к сожалению, несколько иной. Бесконечная чехарда в управленческом звене предприятия как со стороны "Интерроса", так и со стороны американцев. Обещанный долларовый дождь оказался скромным для такого предприятия ручейком. Из масштабных технических перевооружений - только ожидаемая к концу этого года реконструкция одного из цехов с оборудованием, уже не востребованным самим UTC. КБ "Авиадвигатель" и вовсе переживает не лучшие времена. То делаются попытки создать новый научный центр, то объединить его с головным заводом. А средств на новые разработки или участие в совместных российско-американских программах как не было, так и нет. Да и запрещается американцам делиться передовыми технологиями с другими. И на фоне всего этого лишь масштабные презентации то одного события, то другого.

Безусловно, в области рекламы американцам нет равных как в Новом Свете, так и в Старом. Но все же - что стоит за всем этим? Очень просто. Просчитав на несколько ходов ситуацию, американские аналитики рекомендовали своим руководителям занять беспроигрышную позицию - установить полный контроль за ключевой темой в российском моторостроении. Улучшится ситуация - будем контролировать рынок, ухудшится - все равно будем контролировать. Вместо российских самолетов будут летать американские. И пока предприятие выживает за счет поступающих средств от российских заказчиков, скупаются недооцененные акции, ведь частная собственность священна и неприкосновенна.

Хотелось бы задать следующие вопросы:

1) Почему в составе ОАО "Пермский моторный завод" только три учредителя?

2) Что реально поступило на предприятие от компании "Интеррос"?

3) Сколько денег поступило от американских партнеров в распоряжение КБ "Авиадвигатель" на разработку "перспективного" двигателя ПС-90-А2 и другие проекты?

4) Что делается, чтобы сократить отток квалифицированных инженеров с КБ "Авиадвигатель" на другие предприятия и сохранить научно-технический потенциал?

5) Почему нарушается порядок распоряжения активами ОАО "Пермские моторы" и где реакция Министерства экономики РФ (и в частности Свинаренко А. Г.), благословившего порядок реструктуризации долгов ОАО "Пермские моторы"?

6) Будет ли обещанная рядовым акционерам конвертация акций ОАО "Пермские моторы" в другие ликвидные активы?

7) Почему иностранным компаниям принадлежит более 25% акций ОАО "Пермский моторный завод" и ОАО КБ "Авиадвигатель"?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно