Примерное время чтения: 4 минуты
326

Взлёт после падения

Более 300 заводов в столице ничего не производят, занимая огромные площади (сотни гектаров земли), - таковы данные Департамента науки и промышленности. "АиФ" провёл собственное расследование, чтобы узнать, как сложилась судьба бывших флагманов советского производства.

МОСКОВСКИЙ вертолётный завод им. Миля на Сокольническом Валу: именно здесь собирались знаменитые машины Ми. В советские времена соперничать с москвичами могло лишь производство им. Камова, выпускающее вертолёты Ка (в том числе и широко известную "Чёрную акулу").

Мёртвая петля

С 1950-х гг., когда советское правительство приняло решение о создании в стране вертолётной промышленности, это производство уверенно шло в гору. Разрабатывались новые машины, совершенствовались конструкции уже имеющихся, перспективное производство оборонного комплекса набирало мощь. Вплоть до 1993 г. Приватизация "разорвала" на куски МВЗ, добавивший к своему названию три буквы -"ОАО". Наибольшую часть (41% акций) получили западные инвесторы, 31% остался в государственном пользовании, оставшиеся 28% разда-

ли высшим чинам из руководства. Передача в частные руки мощного производства оказалась аттракционом невиданной щедрости, настоящей распродажей - по обнародованным Счётной палатой данным, за весь пакет акций МВЗ государство выручило... 30 тыс. долл.! Действующий завод, мощные станки, проектное бюро - всё ушло с молотка по цене подержанной иномарки. С этого момента производство начало разваливаться.

"В 1994 г. предприятие лишили госзаказа - что оказалось началом конца, ведь эта продукция составляла до 80-90% от всего производства, - рассказывает Алексей Самусенко, генеральный конструктор МВЗ им. Миля. - Пик нищеты совпал с кризисом в 1998 г. Мы все, рабочие, инженеры и начальники, 9 месяцев жили без зарплаты". Производство вертолётов в стране к концу 90-х уменьшилось в 20 (!) раз - к дефолту их выпускалось не более 40 в год на всех пред-приятих отрасли вместе взятых. "Милевский" завод систематически просрочивал платежи по кредитам, взятым под грабительские ставки (180-200% годовых), и вскоре оказался банкротом, переходящим из одних рук в другие (за долгие годы кризисов им владели инвестиционный американский фонд, российские банки и др.).

Чудеса на виражах

СИТУАЦИЯ изменилась в 1999 г., когда один из собственников "выбил" у государства минимальный заказ. На руку сыграло время - требовались вертолёты для работы в Чечне. "В 2000 г. мы выпустили порядка 20 машин, за первой поставкой по госзаказу последовали новые, более крупные проекты, -вспоминает Алексей Самусенко, - производство было спасено". Сегодня на заводе пересмотрены приоритеты: снижается доля госзаказа, он уравнивается в объёмах с коммерческим производством, вертолёты марки Ми активно экспортируются за рубеж (у МВЗ налажена сеть сбыта в Латинской Америке, Восточной Европе, Индии). "На госзаказ в рамках Федеральных целевых программ по развитию авиации сегодня приходится порядка 60-70% производства, мы же хотим повысить рентабельность, достичь 50% заказа, - говорит Андрей Шибитов, гендиректор ОАО "МВЗ им. М. Л. Миля", - а оставшиеся 50% отдать под коммерческие закупки - ведь малая авиация сейчас в моде у "частников".

К слову, в моде она, видимо, и у государства - в данный момент завершается национализация отрасли, летом госхолдинг "Оборонпром", владеющий контрольным пакетом акций МВЗ, объединил в подразделении "Вертолёты России" старых конкурентов - завод им. Миля и завод им. Камова. По прикидкам Константина Романова, аналитика инвестиционной компании "Финам", выручка МВЗ растёт - в прошлом году она превысила 1,5 млрд. руб., завод получает чистую прибыль: "Компания производит востребованную продукцию и имеет стабильный портфель заказов, связанных не только с производством, но и с ремонтно-восстановительными работами, сервисным обслуживанием. Кроме того, завод расширяет свой ассортимент, в частности, в этом году завершены испытания нового вертолёта Ми-38. Это перспективный бизнес, особенно с учётом того, что завод входит в структуру госхолдинга "Оборонпром", который ведёт активную маркетинговую политику, в том числе и на внешних рынках. Сейчас капитализация предприятия составляет 25 млн. долл. По нашим оценкам, этот показатель ниже реальной стоимости компании как минимум в два раза".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно