О заводе, где делают "МиГи", мы уже писали. Давно, еще в начале 90-х, когда на обломках рухнувшего ВПК выжить удавалось лишь редким предприятиям. Но это - оставалось гордостью Москвы, обеспечивало занятость тысячам рабочих высочайшей квалификации и имело самые радужные перспективы, поскольку за его вполне конкурентоспособные самолеты отдельные развивающиеся страны готовы платить большие деньги в твердой валюте. Казалось, заводу обеспечено процветание, а его сотрудникам - стабильность и благополучие.
Однако за прошедшие годы РСК "МиГ" (раньше МАПО "МиГ") прежние руководители довели до плачевного финансового состояния. Все, что досталось сейчас обновленной самолетостроительной корпорации, наследнице МАПО, - это четкий план выхода из кризиса, около 7 тыс. рабочих, которые очень этого ждут, и 65 га земли у станции метро "Динамо". "Миговские" гектары московской земли - огромная ценность, и не только из-за близости к центру, но еще и из-за развитой инфраструктуры - дорог, ангаров, которые легко превращаются в склады, а также поликлиники, профилактории... Это богатство, которое досталось РСК "МиГ" от советских времен, сейчас вполне может стать причиной гибели одной из крупнейших самолетостроительных корпораций.
По самым скромным подсчетам, земля, которую сейчас занимает предприятие, стоит никак не меньше 130 млн. долл. Такой куш уже заинтересовал многих "серьезных людей". Разрабатываются разные многоходовые комбинации, как заполучить территорию завода.
Есть проверенный способ: объявить "МиГ" банкротом. Да, спрос на его истребители и запчасти к ним на внешнем рынке устойчиво высок, однако никакой спрос не может сразу, немедленно покрыть убытки прошлых лет. А в убытках, кстати, повинно и государство: с 1992 г. оно не оплатило "МиГу" ни одного самолета. Затраты по разработке новых моделей оплачивались процентов на 10-15. Но кто бы ни был виноват, а отвечать предприятию. Процедура банкротства предполагает назначение внешнего управляющего, который сможет распоряжаться имуществом РСК "МиГ". Кто будет назначен на эту должность, как он поступит с землей - за этим присмотрят "лоббисты".
Говорят, что прежнее руководство уже было готово на компромисс - отдать 21 га. Мол, Лужков присмотрел место для торгового центра с восточным колоритом. Заводу пришлось бы потесниться, но его существованию это не угрожало. Но надо понимать, что совсем вывести из Москвы высокоточное производство невозможно, нельзя лишать работы людей с высокой квалификацией, но узкой специализацией, - а их на "МиГе" тысячи. Ударит это и по Московской области: ведь город Луховицы связан с дочерним предприятием "МиГа" - там проводились испытания. Теперь испытание, быть может, самое тяжелое, проходит вся корпорация "МиГ"...