КОГДА речь заходит о подвигах советских военных моряков, первым делом обычно вспоминают капитана III ранга Маринеско, командира подводной лодки с несчастливым номером С-13. Он потопил 2 судна общим тоннажем более 40 тыс. тонн.
ОФИЦИАЛЬНАЯ точка зрения гласит, что ровно 60 лет назад, 30 января 1945 года, в результате "атаки века" на хорошо охраняемый транспорт "Вильгельм Густлоф" Маринеско пустил ко дну 70 подготовленных экипажей немецких подводных лодок и 100 командиров-подводников. Тем самым он спас Англию и Америку от гитлеровских субмарин и приблизил окончание Второй мировой войны. О том, как выглядит эта история сегодня, рассказывает кандидат исторических наук Мирослав МОРОЗОВ.
"Атака века"
- КАКИЕ события на суше предшествовали "атаке века"?
- 2 января 1945 г. советские войска прорвали немецкую оборону в Восточной Пруссии. Через месяц наши танки вышли к Балтийскому морю, отрезав от Германии части двух немецких армий и несколько миллионов мирных граждан. Огромные человеческие массы бросились на запад, к портам. Эвакуация была организована из Готенхафена (немецкое название Гданьска). За четыре с небольшим месяца 1945 г. удалось вывезти почти 2,5 миллиона гражданских.
21 января приказ о подготовке к выходу в море был получен и капитаном "Вильгельма Густлофа". Этот крупный теплоход (25 484 брутто-регистровые тонны вместимости) был в Германии пятым по тоннажу. К вечеру 24 января на борту "Густлофа" для эвакуации на Большую землю были собраны: 918 офицеров и матросов 2-й учебной дивизии подводных сил; 373 женщины из вспомогательной службы ВМФ; 162 раненых военнослужащих вермахта; экипаж судна в количестве 173 человек.
Но утром следующего дня последовал приказ начать прием беженцев. На борт пускали не всех, а лишь тех, у кого было письменное разрешение местной ячейки НСДАП. По слухам, поддельные, но неотличимые от настоящих бумаги можно было купить на черном рынке. "Вильгельм Густлоф" покинул рейд днем 30 января, к этому моменту на его борту было примерно 6600 человек: полторы тысячи мужчин, 2 тыс. женщин, до 3 тыс. детей. А в 21.10 их и обнаружила советская подлодка С-13.
Эсминец, охранявший теплоход, отстал. Атаку Маринеско провел четко, как на полигоне. В 23.08 из надводного положения он дал команду "пли" всем четырем носовым торпедным аппаратам. Одна торпеда покидать подлодку отказалась, но для "Густлофа" это уже не имело значения. Теплоход мог выдержать попадание максимум двух торпед, в него же попали три.
Примерно через 40 минут крен достиг 22 градусов, и капитан Петерсен дал сигнал: "Всем покинуть судно, спасайся кто может!"
Смогли далеко не все. При температуре воздуха минус 18 градусов смерть в море от переохлаждения наступает через 15 минут, в заливаемой волнами шлюпке - через несколько часов. Всеми принимавшими участие в спасательной операции кораблями было поднято из воды 1252 человека, из которых остались в живых 1216. Всего же на "Густлофе" погибли не менее 5300 человек: 406 подводников (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих, примерно 4600 беженцев и раненых.
Не надо врать
- В ГОДЫ "холодной войны" в Германии Маринеско считали чуть ли не военным преступником...
- Александр Маринеско честно выполнил свой долг. Любой подводник любой воюющей страны на его месте обязан был поступить точно так же. Тем более странно слышать подобные упреки от Германии, первой развязавшей неограниченную подводную войну. Напомню, что на момент гибели "Вильгельм Густлоф" считался в Германии военным судном. Немцы же без зазрения совести топили советские госпитальные суда вместе с ранеными!
На теплоходе "Армения", торпедированном немцами в 1941 г. на Черном море, погибло примерно 5 тыс. раненых и беженцев. Спасти удалось всего восемь человек.
- Четыре сотни подводников, которых отправила ко дну С-13, - это много или мало?
- Дело в том, что погибшие были курсантами - по советской терминологии - школы младших специалистов. Учебные классы имелись и на "Густлофе", в частности, занятия по водолазной подготовке велись в плавательном бассейне. Никаких "ста командиров подводных лодок" среди пассажиров теплохода тоже не было.
- Был ли в Германии объявлен траур, как об этом много писали у нас? Стал ли Маринеско "личным врагом" Гитлера?
- Это тоже явный случай приукрашивания. Еще в 1988 г. советские исследователи получили официальный ответ из потсдамского архива ГДР: "Объявление траура представляется сомнительным, - писали политкорректные восточные немцы, - из-за отсутствия сообщений о самом факте потери корабля". Вообще трехдневный траур в Германии за всю войну объявлялся лишь один раз - по поводу потери 6-й армии под Сталинградом. Гитлер воспринял известие о гибели "Густлофа" с поразительным равнодушием: к зиме 45-го военные поражения стали для Германии обыденностью. Естественно, никаких указаний расстрелять командиров конвоя он не отдавал - все они благополучно пережили войну. И никаким "личным врагом" Маринеско тоже не был объявлен, да и что это за "почетное звание" такое?
- Ну а хоть то, что Маринеско одержал самую крупную победу на море - правда? Ведь гибель "Вильгельма Густлофа" вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая катастрофа на море.
- "Вильгельм Густлоф" - действительно самый большой корабль, потопленный отечественным ВМФ за всю историю. А насчет масштаба катастрофы "Гиннесс" заблуждается: на самом деле "Густлоф" может претендовать лишь на третье место в этом скорбном списке. Первую позицию занимает немецкий теплоход "Гойя", потопленный в апреле1945 г. советской подлодкой Л-3 (капитан III ранга Коновалов) и унесший с собой жизни около 7 тыс. человек. Для сравнения: при ставшей символом морских катастроф гибели "Титаника" утонуло 1507 человек.
Смотрите также: