В ОКТЯБРЕ 1991 года Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело N 18/6220-91 "О расследовании финансово-хозяйственной деятельности ЦК КПСС". Дело сразу же получило громкую известность в народе, и его окрестили поиском "золота партии". Вести расследование поручили следователю Генпрокуратуры Сергею АРИСТОВУ, с которым и встретился корреспондент "АиФ".
Финансовые хитросплетения
УГОЛОВНОЕ дело о финансово-хозяйственной деятельности ЦК КПСС появилось самым прозаичным образом. Генпрокуратура, расследовавшая в 1991 году дело о ГКЧП, получила сведения, что при осмотре помещений в здании на Старой площади были обнаружены крупные суммы денег в валюте. Необходимо было разобраться в истории их появления. Так и возникло дело, названное "делом о золоте партии". Как нельзя кстати пришлись и два указа, подписанные Борисом Ельциным, - N 90 от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" и N 169 от 6 ноября того же года "О деятельности КПСС и КП РСФСР". Впервые за всю историю существования КПСС была назначена финансовая ревизия в Управлении делами ЦК КПСС, показавшая, что ЦК довольно продолжительное время забирал у государства приличные валютные суммы, откладывая их на собственные нужды.
Из сохранившейся бухгалтерской документации ЦК КПСС за период с 1964 по 1990 год видно, что в партийную казну было собрано 35 млрд. 973 млн. 554 тыс. 300 рублей. (При официальном курсе 67 коп. за 1 долл. США это составило 53 млрд. 700 млн. долл.) За вычетом всех расходов, накопления ЦК - так называемые средства КПСС - составили около 7,5 млрд. рублей, не считая многочисленных объектов недвижимости в стране и за рубежом. Эти средства были размещены примерно поровну в Центробанке, в коммерческих банках и структурах, специально созданных в начале 90-х. Через доверенных лиц в них предполагалось скрыть то, что есть на счетах, и припрятать партийные деньги до лучших времен. Таких организаций оказалось около 100.
Из банков наибольшие суммы получили, например, акционерный коммерческий банк развития автомобильной промышленности "Автобанк", Банк профсоюзов СССР, молодежный коммерческий банк "Финист-банк", межотраслевой коммерческий банк "Станкинбанк", московский коммерческий банк развития социальной сферы "Главмосстройбанк", Компартбанк Коммунистической партии Казахстана.
Немалую роль укрытые партийные деньги сыграли в появлении таких организаций, как экспериментальное объединение "Логос", производственно-коммерческая фирма "Холдинг ЛТД", московская муниципальная ассоциация, акционерная корпорация "Союз-В", малое предприятие "Галактик", Всесоюзная ассоциация новых хозяйственных форм и социальных инициатив, творческое художественно-производственное объединение "Шива", Советский фонд развития и поддержки малых предприятий, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ), Всеармейский партийный комитет.
Расследуя хитросплетения финансовых переадресаций, удалось разобраться, что коммерческая деятельность ЦК КПСС состояла из двух коротких периодов. Первый - с 1990 по начало 1991 года - имел целью пополнение партийной казны. Второй - 1991 год - был направлен на разработку и внедрение способов укрытия имущества партии от возможной национализации.
Воровская партия
ОГРОМНЫЕ потери несло государство от сделок с так называемыми фирмами друзей. Такое название носили инофирмы, контролируемые компартиями зарубежных стран. Советский Союз заключал с ними заведомо невыгодные сделки с завышением цены. "Разница" шла на нужды местных коммунистов. Часто имела место и отсрочка платежей, позволившая, например, итальянской фирме "Интерэкспо" в течение шести месяцев не платить за поставленные 600 тыс. т нефти, приобретенной для перепродажи. Отсрочка позволила фирме получить сверх прибыли еще 4 млн. долл., поступивших в распоряжение итальянской компартии. Потом, уже на допросах, бывшие члены Политбюро ЦК Горбачев, Лигачев, Романов, Рыжков, Яковлев, Чебриков заявляли, что подобные формы финансовой помощи зарубежным компартиям были придуманы не ими и существовали очень давно. Как и еще одно изобретение советских партбоссов, позволявшее доходам партии всегда превалировать над расходами. Закрытым постановлением ЦК расходы на прием высоких зарубежных гостей возлагались на "Аэрофлот", Минздрав, Минсвязи, КГБ, курортные организации и т. д. Таким образом, подобная нагрузка ложилась не на партийную кассу, а на каждого жителя СССР.
Судьба найденного
СЛЕДОВАТЕЛИ выяснили, что за исследуемый период члены ЦК лично подписали массу распоряжений об изъятии как бюджетных, так и партийных средств в фонд помощи левым рабочим организациям во всем мире, счет которого находился во Внешэкономбанке. На так называемый депозит-1 ежегодно перечислялись умопомрачительные денежные суммы, которые вскоре покидали страну и уже никогда не возвращались обратно. Финансовая помощь СССР идеологическим союзникам за рубежом была особенно активной в 80-е годы. Страны, получавшие эти средства, расходовали их так, как считали нужным, хотя и клялись, что пустят их на поддержание коммунистических организаций. Поражает полная бесконтрольность этих отчислений. Кто из членов ЦК и Политбюро приложил руку к этим финансовым операциям, ставя свою подпись под соответствующими документами, видно из приводимой диаграммы.
Немалые суммы, безвозвратно ушедшие, расходовались ЦК как за рубежом, так и внутри страны. Приведем лишь несколько примеров. Так, 5 млн. 660 тыс. рублей ушло на празднование 70-летия Октябрьской революции. 1 млн. 280 тыс. рублей выделили Большому театру для проведения мероприятий, связанных с ХIХ партконференцией. Исполком Союза обществ Красного Креста финансировал с 1986 по 1991 год на сумму в 7 млн. 626 тыс. рублей иностранных корреспондентов, аккредитованных в СССР от газет коммунистической ориентации.
Какова же судьба тех немалых денег партии, которые удалось отыскать? В 1992 году правительство Гайдара приняло постановление о передаче денег, размещенных в Центральном банке, государству. Партийную недвижимость по стране очень быстро приватизировали. По средствам, размещенным в коммерческих структурах, было предложено разобраться совместно Госкомимуществу и Минюсту. Те отписались, что эта проблема их мало волнует. Все же 3 млрд. рублей удалось перевести на счета Минсоцзащиты. Что стало с этими деньгами, трудно сказать. Оставшиеся деньги так и пролежали в доверенных организациях до осени 1992 года.
Деньги остались собственностью партии и, судя по всему, продолжают играть по сей день немалую роль в жизнедеятельности продолжателей "славных партийных традиций".