Примерное время чтения: 7 минут
183

Клоун божьей милостью

ОН РАССКАЗЫВАЛ о себе просто: "Люблю читать на ночь книги, раскладывать пасьянсы, ходить в гости, водить машину. Люблю остроумных людей, песни (слушать и петь), анекдоты, выходные дни, собак, освещенные закатным солнцем московские улицы, котлеты с макаронами. Не люблю, когда ко мне пристают на улицах, когда меня обманывают..."

ДРУГИЕ подробности о жизни вне сцены гениального актера и лучшего клоуна СССР Юрия Никулина рассказывает его сын Максим НИКУЛИН, который возглавляет сегодня "Старый цирк на Цветном бульваре".

Что Хрюша, что министр

- Я ПОМНЮ, отец принимал участие в юбилейной передаче "Спокойной ночи, малыши!". Кукловоды залезли под отцовский стол, а Хрюша со Степашкой вроде бы как пришли в гости к директору цирка. Когда съемки закончились, актриса, изображавшая Хрюшу, говорит: "Юрий Владимирович, вы же с куклами, как с людьми, разговаривали!" Он только удивленно пожал плечами. Потому что отец на одном языке общался и с министром, и с президентом, и с униформистом, и с шофером. Хотя внуков лет до двух-трех, пока с ними невозможно было общаться, он практически не замечал. А потом говорил с ними на равных, не подлаживался, не подстраивался, не сюсюкал.

- У него, наверное, была масса друзей?

- Очень мало. Месяц назад ушел из жизни последний - мой дядька Марат. Это был его фронтовой друг. Всю войну прошли вместе. И когда у родителей была свадьба, дядя познакомился с маминой родной сестрой. Через год они поженились. Мы все вместе жили в одной коммуналке. Он был адвокатом. Второй друг - Илья Семенович Гутман - патриарх отечественной кинодокументалистики. И третий - Мишин. Фотохудожник. Пожалуй, это все.

- Наверняка в вашем доме бывали не только самые близкие друзья отца?

- Когда родители жили в Москве, жизнь дома начиналась часов в 11 вечера, после спектаклей. Для нас с двоюродным братом, сыном дяди Марата, это было самое счастливое время. Мы прятались где-то в уголке и слушали эти взрослые разговоры... Люди приходили просто роскошные: дядя Женя Урбанский, дядя Витя Некрасов, дядя Женя Евтушенко... Как они гуляли! Никто много и не пил, все пьянели от самой атмосферы, от общения. К ночи на каком-нибудь особенно заковыристом матерном анекдоте или песне, где нормативной лексики практически не было, о нас вспоминали и, к нашему разочарованию, отправляли спать.

Зачем ему цирк?

- ПОЧЕМУ ваш отец, будучи уже человеком зрелым, пройдя войну, выбрал в качестве профессии такую несерьезную вещь, как клоунада?

- Почему люди вообще стремятся на сцену? Первый аспект - тяга к внешней мишуре, к славе. И второй - это врожденное стремление. Например, хороший писатель или художник почему пишет? Не потому, что он хочет писать, а потому, что не может не писать. У него есть что сказать, и он не может не поделиться с другими. Так и отец - не мог не смешить. Он очень любил кино, имел большой драматический талант, но цирк - это было главное. Он был клоуном от Бога. Работы же, которые ему предлагали в кино, подвергал жесткой селекции. В неделю он получал два-три сценария. Все их внимательно прочитывал. И чаще всего отказывался. Например, он сетовал, что напрасно снялся в "Семи стариках и одной девушке" и "Дайте жалобную книгу". А главной своей неудачей считал фильм "Старики-разбойники".

- А какая роль любимая?

- "Когда деревья были большими" - это была переломная роль, в которой он смог открыть свой драматический талант. "Двадцать дней без войны", хотя картина далась чудовищным трудом. Экспедиция была для отца, человека немолодого, тяжелой. Герман для натуралистичности велел выбить все окна в вагоне. Чтобы все мерзли по-настоящему. Алексей Герман - вообще человек сложный и в общении, и в работе. Он, например, Гурченко доводил до истерики, а потом снимал.

"Крышующий патриарх"

- А ЗАЧЕМ Юрию Владимировичу нужно было становиться директором Цирка на Цветном бульваре?

- Он спас этот цирк, потому что ему грозил снос. Но организационной работой практически не занимался. Играл роль "крышующего патриарха". Ведь он мог пройти в те кабинеты, куда другого бы не пустили. Мог разговаривать с теми людьми, которые другим были недоступны. Мы, работая здесь, всегда знали, что сзади есть стена. И когда папы не стало, в спину начало дуть.

- У него были близкие отношения с власть имущими?

- Нет. Его даже ни разу не приглашали на кремлевские концерты. Потому что были сомнения в его политической благонадежности. Хотя он был абсолютно лоялен к режиму, прекрасно знал правила игры, но все же... Вручал ему в 80-е - годы махрового застоя - Косыгин какой-то серьезный орден. То ли Ленина, то ли звезду Героя Соцтруда. Он возвращается, расстроенный: "Что-то я не то сказал". Там все выходили и благодарили партию и правительство. Отцу захотелось как-то рутину изменить, но ничего оригинального не придумывалось. Его вызывают, вручают награду, а он и ляпнул: "...Я, как клоун, могу пообещать, что мы вас еще рассмешим". Эту речь в телеэфир так и не пустили...

- Ваша мама Татьяна Николаевна, выйдя замуж, стала работать на арене вместе с отцом. Но при этом, как она сама рассказывала, так и не получила от мужа разрешения сделать собственный номер или попробовать себя в актерстве. Это было проявлением эгоизма со стороны отца?

- Конечно, мама стала клоунессой, чтобы быть рядом с мужем. Но есть и другая причина: ей это просто понравилось. Цирк - вообще чрезвычайно заразная вещь, он никого не оставляет равнодушным. Или притягивает, или отталкивает полностью. Что же касается предполагаемой собственной карьеры мамы... Конечно, здоровая доля эгоизма и нежелание расставаться, потому что гастроли, съемки могли разрушить семью, присутствовали. Но было и другое. Отец, как человек чрезвычайно одаренный, понимал: серьезной, большой актрисы из мамы не выйдет. А отец маму слишком высоко ценил, чтобы позволить ей стать посредственной актрисой. Или даже средней.

- Несколько лет назад вы говорили, что для вас лично отец до сих пор жив. Вы про него в прошедшем времени говорить не можете. Что-то изменилось?

- Нет. Может быть, потому что мы с ним нечасто виделись. Может быть, потому что я с ним постоянно подсознательно советуюсь. Зная его хорошо, я могу представить, что бы ему понравилось, что - нет. Причем это не только у меня такое ощущение, но и у многих близких, знакомых. Мы, например, пьем за него чокаясь. Ну нет его сейчас - скоро вернется.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно